Слайд 2
Определение
АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего
мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Название "акмеизм"
произошло от греч. “акме”- остриё, вершина
Слайд 3
История
Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало
около двух лет (1913-1914). Но кровные узы соединяли его
с «Цехом поэтов», возникшим почти за два года до акмеистических манифестов и возобновленным после революции
Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М.Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О.Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. Собрания «Цеха» посещали Н. Клюев и В.Хлебников. “Цех” начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный журнал “Гиперборей”.
Слайд 4
В 1912 г. на одном из собраний “Цеха”
был решён вопрос об акмеизме как о новой
поэтической школе. Названием этого течения подчёркивалась
устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным
органом акмеистов стал журнал “Аполлон” (ред. С. Маковский), в котором
публиковались стихи участников “Цеха”, статьи-манифесты Н. Гумилёва и С. Городецкого. Новое течение в поэзии противопоставило себя символизму, который, по словам Гумилёва, “закончил свой круг развития и теперь падает” или, как более категорично утверждал Городецкий, переживает “катастрофу”.
Однако по существу “новое течение” вовсе не являлось антагонистическим по
отношению к символизму. Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными.
Слайд 5
“Мы будем бороться за сильное и
жизненное искусство за пределами болезненного
распада духа”, –провозгласила редакция в первом номере журнала “Аполлон” (1913), котором в статье “Наследие символизма и акмеизм” Н. Гумилёв писал: “На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, – акмеизм ли (от слова ???? (“акме”) – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора),или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), – во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом”
Слайд 6
Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить
поэзию от “мистического тумана” символизма, акмеисты принимали
весь мир – видимый, звучащий, слышимый. Но этот “безоговорочно” принимаемый мир оказывался лишённым позитивного содержания.
Слайд 7
Всякое направление испытывает влюблённость к тем или иным
творцам и эпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего.
В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Каждое из этих имён – краеугольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной стихии. Шекспир показал нам внутренний мир человека; Рабле – тело и его радости, мудрую физиологичность; Виллон поведал нам о жизни нимало не сомневающейся в самом себе, хотя знающий всё, – и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие; Теофиль Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента – вот та мечта, которая объединяла между собой людей, так смело назвавших себя акмеистами.
Слайд 8
Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой
конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
—
источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Слайд 9
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов
к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности,
принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 10
Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная
сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и
изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
Слайд 11
Поэты-акмеисты
Ахматова Анна
Гумилев Николай
Городецкий Сергей
Зенкевич Михаил
Иванов Георгий
Кривич Валентин
Лозинский
Михаил
Мандельштам Осип
Нарбут Владимир
Шилейко Владимир
Г.Иванов
Слайд 16
В сравнении с другими поэтическими направлениями
русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением
маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.