Люди менялись у нас на глазах,
когда глядели на Блока: точно на
них падал отсвет его внутреннего
сияния.
И Новиков.
Блоку - верьте, это настоящий,
волею Божьей поэт и человек
бесстрашной искренности.
М.Горький
Поколение услышало давно не
слышанный чистый человеческий
голос, полный бурных страстей,
великой любви, огненного гнева ко
всему мёртвому, условному, пустому.
А.Ремизов
Слайд 3
Поэма «Двенадцать» (1918)
«… одни прочли
в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу
ей».
В. Маяковский
« Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».
Л. Троцкий
гений!»
«Двенадцать»
какие бы они
ни
были – это лучшее,
что я написал».
А.Блок
Слайд 5
Вопросы
Почему поэма так названа?
Каков смысл её названия?
Кто
герои произведения?
Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?
Какие
символы присутствуют в произведении?
Какая музыка слышится автору поэмы?
Какая полемика велась вокруг поэмы?
Слайд 6
План анализа произведения
Творческая история создания поэмы «Двенадцать».
Жанр и
стиль, композиция произведения.
Смысл названия поэмы.
Герои произведения, особенности их изображения.
Особенности
сюжета произведения.
Образы - символы поэмы «Двенадцать».
Полемика вокруг произведения.
Слайд 7
Из 56-ой записной книжки А.А. Блока
«3января… К вечеру
– ураган (неизменный спутник переворотов)».
«8 января. Весь день «Двенадцать»».
«11
января… Нет уж, не то время, не та музыка.- Музыка какая (если жёлтое)?»
«15 января…- Мои «Двенадцать » не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – «конец исторического процесса»…»
«22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в
Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему:
«изменники».Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя»,
но «нельзя» «простить».Господа, вы никогда не знали России и никогда её не
любили! Правда глаза колет».
«25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо
прочно. А своё бы писать (Иисус)».
«27 января… Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».
«28 января… «Двенадцать»».
«29 января… Сегодня я – гений!»
«18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том
«достойны ли они Его», а страшно то, что Он с ними , и другого пока нет, а надо
Другого - ? – Я как-то измучен».
Слайд 8
Творческая история создания поэмы «Двенадцать»
Для
самого автора в период создания поэмы многое оставалось неясным.
Однако сомнения не прервали работу
над поэмой, более того, создаётся впечатление , что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает , как того требует время, Блок создал «Двенадцать».
Слайд 9
Жанр и стиль, композиция поэмы
«Двенадцать» - эпическая поэма.
Она как
будто составлена из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна
другую. Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов передают неразбе-
риху, которая царила и на улицах, и в умах.
Композиция, отражающая стихию революции,
определяет стилевое разнообразие поэмы.
Слайд 10
Смысл названия поэмы
двенадцать глав произведения, каждая из
которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую
и эмоциональную нагрузку;
двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;
двенадцать – это символ цикличности;
двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».
Слайд 11
Герои поэмы
«Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»;
«…длинные
волосы//И говорит вполголоса://-Предатели!//-Погибла Россия!//Должно быть писатель - //Вития»;
«…долгополый//Сторонкой за
сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»;
«В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!»
«бедный убийца» - Петька;
«Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…//
Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»;
«Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька.
Слайд 12
Особенности сюжета поэмы
сюжет
внешний: житейский, внутренний: побуждение,
зарисовки с объяснение, обоснование
петроградских улиц поступков «двенадцати»
кульминационные центры
1-ый (конец 6 главы) 2-ой (11 глава)
- мотив мести: … Идут без имени святого
Что, Катька, рада?- Ни гу-гу! Все двенадцать вдаль.
Лежи, ты, падаль, на снегу! Ко всему готовы,
- мотив ненависти: Никого не жаль…
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
Слайд 13
Образы – символы поэмы
ветер, вьюга, снег ;
цвет :
чёрный, белый, красный;
число двенадцать;
символ старого, отжившего мира – старый
безродный пёс;
Христос в поэме – антитеза
«псу» как воплощению зла,
центральному знаку
старого мира.
Слайд 14
«Музыка революции» в поэме
-В очи бьётся
Красный
флаг.
Раздаётся
Мерный шаг. (марш)
- Вперёд, вперёд,
Рабочий народ.
( революционная песня)
- Как пошли наши ребята
В Красной армии служить…
(частушка)
- Не слышно шума городского…
( городской романс)
Слайд 15
Полемика
(из французского «воинственный», «враждебный») –
спор, объяснение,
разъяснение по какому-либо вопросу.
Слайд 16
Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения»
1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору,
когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.
2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».
Слайд 17
4. С одной стороны ,это
люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!//
Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).
5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.
6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику.
(По А. В. Терновскому)
Слайд 18
Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России
1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко
переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.
2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.
Слайд 19
3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового
сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью,
за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.
4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».
5. Революция оказывается ложной Незнакомкой,
отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы.
(По С. В. Ломтеву)