Слайд 2
Время создания поэмы
В январе 1918 г. по горячим
следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января,
перерыв, дописал 17 и 28 января.
Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово.
Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».
Слайд 3
А. Блок: «Когда писал «Двенадцать» слушал Революцию!»
Отзывы о
поэме А. Блока «Двенадцать»
Слайд 4
Поэты-пролетарии: «Двенадцать» - гимн Революции!»
Отзывы о поэме А.
Блока «Двенадцать»
Слайд 5
И. Бунин: «Поэма «Двенадцать» - набор стишков, то
будто трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть
чем-то в высшей степени русским, народным…»
Отзывы о поэме А. Блока «Двенадцать»
Слайд 6
Круг З. Гиппиус и
Д. Мережковского: «Поэма «Двенадцать» - варварское
разрушение поэзии и культуры, шарж на Христа, возглавляющего шайку грабителей и убийц».
Отзывы о поэме
А. Блока «Двенадцать»
Слайд 7
В. Короленко: «Образ Христа говорит о большевистских симпатиях
автора».
Отзывы о поэме
А. Блока «Двенадцать»
Слайд 8
М. Горький: «Самая злая сатира на все, что
происходило в те дни».
Отзывы о поэме
А. Блока «Двенадцать»
Слайд 9
Смысл названия
12 ?
2) 12 ?
3) 12 ?
12 красноармейцев,
патрулирующих революционный Петербург.
2) 12 апостолов Христа- разносчики учения Христа.
3)
Содержит 12 глав.
Слайд 10
Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»
«Двенадцать» - эпическая
поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с
натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Слайд 11
Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»
- Есть
ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Автор
не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Слайд 12
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.
«Слушайте музыку революции», - призывал Блок.
В поэме звучит
эта музыка.
Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется...
Лютый враг
(гл. 11).
Слайд 13
«Музыка революции»
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Часто
встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем
свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко,
тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах,
бедняжка!
Контраст чёрного и белого цвета.
Чёрный вечер,
Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды)
Но
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
Что символизирует «ледок»?
1 глава
Слайд 15
Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне
разгулявшихся природных стихий:
Ветер, Ветер
На всё божьем свете!
«Ветер хлёсткий»,
он «гуляет», «свищет»,
«и зол и рад»,
«разыгралась чтой-то вьюга»,
«ох, пурга какая, спасе!»
«Вьюга долгим смехом
Заливается в снегах»
Образ ветра бы комментирует происходящее:
одних сбивает с ног,
другим кажется «весёлым»,
он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»,
когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет».
Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.
Слайд 16
Персонажи 1-й главы
Старушка: образное сравнение: «старушка, как
курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».
Буржуй: «…на перекрёстке
в воротник упрятал нос»
Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?»
Вития: «А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
- Погибла Россия!»
оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)
Поп: «брюхо» «А вон долгополый –
Сторонкой – за сугроб…
Что нынче невесёлый,
Товарищ поп?
Барыня: «в каракуле»
Бродяга: «сутулится»
Слайд 17
Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически
изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в
обрисовке старого мира?
Эпитеты: длинные волосы, долгополый
Ирония: “Что нынче невеселый товарищ поп?
“Помнишь, как бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло брюхо на народ;
Просторечная лексика:
Поскользнулась и – бац - растянулась
Слайд 18
Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы
понимаете следующие строчки?
И у нас было собрание …
Вот в
этом здании …
…Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь двадцать пять…
И меньше - ни с кого не брать…
Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру “строителей новой жизни”.
Слайд 19
2 глава –
образ свободы без креста
Во
2 главе на авансцену выходят 12
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут
двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
Слайд 20
2 глава –
образ свободы без креста
Во
2 главе на авансцену выходят 12.
Значимость этого числа подчёркивается
названием поэмы
Как они появляются в поэме?
- на фоне многоголосия (обилие диалогов)
- чёткий маршевый ритм
- реплики анархического толка
Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик:
Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!
Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой ,чтобы уцелеть ,надо было стать такими.
Слайд 21
Реплики 2 главы:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без
креста!
Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…
Эх, эх, без креста!
Лозунги:
Вперёд, вперёд, вперёд,
Рабочий народ! (6)
Товарищ! Гляди
В оба! (10)
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! (2)
Слайд 22
О 12-ти
говорится как о потенциальных каторжниках .
Их
облик и поведение непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют
грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализируется.
Блок не выпрямляет, не идеализирует своих героев.
Слайд 23
3 глава - солдатские частушки
Как пошли наши ребята
В
красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову
сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Слайд 24
3 глава- солдатские частушки
это внутренний, психологический портрет «товарищей»,
их коллективное сознание
(«наши», «мы»).
Но это и размышление
Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.
Слайд 25
4 -7 главы – история Катьки
4
Снег крутит, лихач
кричит,
Ванька с Катькою летит —
Елекстрический фонарик
На оглобельках...
Ах, ах, пади!..
Он
в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает...
Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...
Слайд 26
4 -7 главы – история Катьки
5
У тебя
на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под
грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!
В кружевном белье ходила —
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила —
Поблуди-ка, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Сердце екнуло в груди!
Помнишь, Катя, офицера —
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!
Слайд 27
4 -7 главы – история Катьки
6
... Опять навстречу
несется вскачь.
Летит, вопит, орет лихач...
Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду
забегай!..
Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..
Лихач — и с Ванькой — наутек...
Еще разок! Взводи курок!..
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
........................................................
Как с девочкой чужой гулять!..
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой
!
А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Слайд 28
4 -7 главы – история Катьки
7
И опять идут
двенадцать,
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем
лица...
Все быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее —
Не оправиться никак...
— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...
— Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба что ль?
— Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха замедляет
Торопливые шаги...
Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...
Эх, Эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Слайд 29
4 -7 главы – история Катьки
За что убили
Катьку? В чем ее вина?
Фактически
Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом?
А Катька где? – Мертва, мертва! –
Простреленная голова!
Что Катька, рада?- ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!”
Слайд 30
Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка.
Петруха переживает
потому, что
“Эту девку … любил
Ночки черные, хмельные
с этой девкой проводил”. 7 глава
Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.
Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции:
“Что ты, Петька, баба что ль…
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет время
Нам, товарищ дорогой!
Слайд 31
8 глава
Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!
Ужь я времячко
Проведу, проведу...
Ужь
я темячко
Почешу, почешу...
Ужь я семячки
Полущу, полущу...
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты
лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Упокой, Господи, душу рабы Твоея...
Скучно!
Слайд 32
8 глава
В 8 главе пустота души героя толкает
его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда
нет духовного и душевного «содержания» своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «етажи», к буржуям.
Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!»
8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.
Слайд 33
9 глава
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И
больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на
перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Слайд 34
9 глава - буржуй на перекрестке сравнивается с
голодным псом
Начало главы – романс о декабристах.
Случайно ли
образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?
Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа?
В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».
Слайд 35
10 глава
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать
совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой
поднялся...
— Ох, пурга какая, Спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
Слайд 36
10 глава - вьюга усиливается…
Перекресток заметает пурга
, и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением
буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа.
«Товарищи» Петрухе возражают:
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Слайд 37
11 глава
... И идут без имени святого
Все
двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные
На
незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые —
Не утянешь сапога...
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг...
И вьюга́ пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Слайд 38
11 глава
- Почему эта строфа отделена от
предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок
придает ей особое значение?
Слайд 39
11 глава
Первая строфа утверждает свершившееся:
И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль…
Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается.
К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение.
Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет.
Слайд 40
12 глава
... Вдаль идут державным шагом...
— Кто еще
там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Впереди —
сугроб холодный,
— Кто в сугробе — выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
... Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный — пес безродный ...
— Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
— Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах! — И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...
... Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Слайд 41
12 глава
В завершающей главе командные слова и интонации.
«Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят
к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой:
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах…
И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция.
Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.
Слайд 42
Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна.
Во-первых, начавшись с
отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и
возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина».
Во-вторых, поэт в образах-символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так:
П 12 И.Х.
«П» обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если «Пес» в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?
Слайд 43
Какое значение имеет образ Христа в поэме?
Одни воспринимают
образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа
может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого».
Другие воспринимают этот образ как кощунство
Слайд 44
Случайно ли появление Христа в последней главе?
Слайд 45
Случайно ли появление Христа в последней главе?
Появление Христа
нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца
постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым : «В белом венчике…»
Слайд 46
Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!»
- восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие
его благословить раздуваемый ими «мировой пожар».
К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе».
И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке.
Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой.
Кто же все-таки появляется в конце поэмы?
Слайд 47
Кто там машет красным флагом?
По-разному трактуется этот образ.
М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И
это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа?
Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.
Слайд 48
Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил
он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем
сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа.
«Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу».
«Отсутствие воздуха» убило и Блока.