Слайд 2
Задачи урока:
Совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на
поставленные вопросы.
Укрепить навыки выборочного пересказа.
Слайд 3
Цель урока:
Воспитывать доброту силой художественного слова.
Слайд 4
- Прочитайте, разделив слова на слоги.
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте орфоэпически.
- Прочитайте с
вопросительной интонацией.
- Прочитайте с утвердительной интонацией.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте сердито.
-
А сейчас весело.
Речевая разминка
-Прочитайте хором загадку, отгадайте ее.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит...
Слайд 5
-Кто - нибудь из вас видел живого слона?
-
Что вы можете сказать о слоне? Какой он?
- Что
значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?
-Комплимент женщине в Индии считается наивысшим? (Пройтись походкой слона.)
Слайд 6
Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они
могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около
30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.
Слайд 7
Ребята, а что вы знаете о слонах?
Слон
Это
крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост
их достигает 4 м, вес - 7 тонн. Индийские слоны меньше - 2-3 м в высоту и 5 т весом. Несмотря на это слон не так неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают.
Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
Слайд 8
Слона-то и не приметить.
Слон в посудной лавке.
Делать из
мухи слона.
Как слон.
Крылатые
выражения:
Слайд 9
Слона-то и не приметить – не заметить главного.
Слон
в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся
в тесноте, среди хрупких вещей.
Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.
Как слон – неуклюж, громоздок, непоротлив.
Слайд 10
Тема урока
Куприн
Александр
Иванович
Слайд 11
Куприн Александр Иванович - русский писатель. Родился в
семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных
учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. В творчестве Куприн сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприн занимают образы простых людей из народа. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприн одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.
Слайд 12
Писатель
Куприн Александр Иванович
1870, г. Наровчат Пензенской
губ.
- 1938, Ленинград
"Мы должны быть благодарны Куприну
за все - за его глубокую человечность,
за его тончайший талант, за любовь к своей стране,
за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец,
за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом"
Константин Паустовский
Слайд 14
Физкультминутка
А теперь все тихо встали, встали…
И на месте
тихо мы пойдем, пойдём…
Ручками все дружно помахали, помахали,
Плавненько
мы ручки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
И ещё раз: тело так велело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
Слайд 16
Словарь толкований текста:
Гостиная – комната для приема гостей.
Горничная
– работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня – девушка
из барской семьи или интеллигентной среды.
Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.
Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.
Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.
Слайд 17
Что случилось?
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней
ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно.
А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.
Чтение текста
Слайд 18
Когда из детской отворена дверь в гостиную, а
из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу.
Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий
Слайд 19
Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках –
рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не
закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
– Ах, доктор, но она ничего не хочет!
– Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…
– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…
– Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!
Слайд 20
Девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом,
точно по секрету:
– Мама… а можно мне… слона? Только не
того, который нарисован на картинке… Можно?
– Конечно, моя девочка, конечно, можно.
Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
Слайд 21
В зверинце на сцену выводят слонов. Их три:
один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом
куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.
– Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?
Слайд 22
Самый большой слон становится сначала на задние лапы,
садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным
бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.
Представление оканчивается. Зрители расходятся.
Слайд 23
Ночью слона ведут в гости к больной
девочке.
В белой попоне он важно шагает по самой середине
улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.
Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.
Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.
Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:
– Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.
Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.
Слайд 24
Беседа.
Понравился ли вам рассказ?
Что вы испытывали при чтении
текста?
Было очень грустно
и тревожно в начале текста. Девочка
больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно,
когда слона привели к Наде.
Итог урока
Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?
?
Слайд 25
Домашнее задание.
Перечитать рассказ.
Разделить на части.
Составить план.