Слайд 2
В. Г. Белинский написал: «Что
за огненная душа, что за могучий дух, что за
исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
Слайд 3
История создания "Мцыри"
На рукописи
поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года.
Августа 5».
Замысел поэмы в форме лирического монолога восходит к юношескому периоду творчества поэта. Так, ряд стихов целиком перенесены из юношеской поэмы «Исповедь» (1829–1830) в поэму «Боярин Орша» (1835–1836), а позже в поэму «Мцыри».
Слайд 4
История создания "Мцыри"
Лермонтов
был на Кавказ сослан. Он служил, как и подобает
русскому офицеру, с честью, храбро. Но насильственность этой службы, острое ощущение несвободы томили поэта. Так появились первые строки поэмы, герой которой испытывает те же чувства. Это ещё не была в полном объеме известная нам поэма, это были подступы к ней.
Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.
Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.
Слайд 5
Сосланный весной 1837 года на Кавказ,
он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под
Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.
Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет.
Слайд 6
В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и
мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно
ему мечтал о свободе.
В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит:
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь в такой-то год
Вручал России свой народ.
Слайд 7
В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки
молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре,
священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”
Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.
Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.
Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.
Слайд 8
Свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый
на борьбу ради достижения свободы человек — об этом
можно было только мечтать. Так появляется лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов.
Слайд 9
В чем сжодство судеб автора и его героя?
Слайд 10
Умирая, Мцыри боится не смерти: «Там, говорят,
страданье спит / В холодной, вечной тишине», — ему
жаль расстаться с жизнью, ему хочется вдоволь насладиться молодостью, узнать «разгульной юности мечты».
Cвободы, настоящей человеческой жизни Мцыри хоть и немного, но все же отведал, и он несказанно счастлив от этого. А вот достигнуть родины ему не удалось. Почему так случилось? Ответ прост: той идеальной родины, того прекрасного края, который взлелеял в своих мечтах вольнолюбивый Мцыри, просто не существует.
Слайд 11
Специфическая сторона судьбы Мцыри - сиротство, следствием которого
становится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже
обречённости. Мотив сиротства - один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова, обусловленный, как уже было сказано, объективными обстоятельствами его собственной жизни.
Слайд 12
Бабушка сама заразила внука любовью к Кавказу,
куда возила не один раз для лечебных целей, и
Лермонтов особенно живо откликался на все связанное с детскими воспоминаниями. Он знал, ему придется воевать в горах, а тут возможность быть написанным кистью настоящего горца! К тому же художник оказался удивительным рассказчиком. Его темперамент, внутренняя независимость, чувство собственного достоинства и впечатления претворились в образ Мцыри. Портрет оказался одинаково знаменательным для обоих.
История портрета
Слайд 13
Художника звали Петр Захарович Захаров. Он еще
тоже очень молод. В год написания лермонтовского портрета ему
всего 20 лет. Зато его имя овеяно легендой. Общаясь с автором портрета во время позирования, поэт узнал горькую историю художника, выросшего на чужбине и с детских лет тоскующего по родному Кавказу. Эта неординарная история вдохновила Лермонтова на создание бессмертной поэмы "Мцыри"
Слайд 14
"Мцыри" из Дади-Юрта
История
художника: Алексей Петрович Ермолов, построил превосходную крепость на берегах
Сунжи, укрепил ее шестью бастионами и, согласно требованиям военной науки, решил перенести на новое место раскинувшееся напротив крепости, за рекой, огромное, утонувшее в садах и огородах селение: крепость Грозная — аул Дады-Юрт.
Жители не разделили соображений генерала. 15 сентября 1819 года Дады-Юрт пал. Около убитой женщины едва копошился весь израненный трехлетний мальчик. Ни кричать, ни плакать у него не было сил. Ермолов распорядился немедленно заняться спасением ребенка. Эта обязанность выпала на долю находившегося при генеральском хозяйстве казака станицы Бороздиновской Захара Недоносова. Генерал не допускал обсуждения приказов: мальчик должен был выжить, а он, Ермолов, — стать его крестным отцом.
Слайд 15
Скольких усилий стоило Захару спасти
малыша, скольких бессонных ночей у его постельки! Мальчик получил
фамилию и отчество по своему спасителю и имя, данное им крестным отцом — А. П. Ермоловым. Так чеченец стал Петром Захаровичем Захаровым.
В одном из писем своей матери П. Н. Ермолов среди семейных новостей пишет: «Странный мальчик Петрушка! Я о моем чеченце. Кроме обучения грамоте, он рисует все, что попадается под руку. Видимо, будет художник, и неплохой...» Отставной генерал решает тряхнуть стариной, обратиться к былым знакомствам и попытаться устроить питомца на казенный счет в Академию художеств. Так Захаров стал художником.
Слайд 16
Что узнал о себе Мцыри на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём
– страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 18
У христиан: признание в своих грехах перед священником,
отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
Откровенное
признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Слайд 19
Романтизм (фр. romantisme) — явление
европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни
личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 20
"Мцыри" - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал,
противостоящий действительности.
2. Герой – человек, враждующий с обществом или
непонятый им.
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Почему Мцыри – романтический герой?