Слайд 2
Я взглянул окрест меня –
Душа моя страданиями
человечества
Уязвлена стала.
А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Слайд 3
Предки писателя
Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из
потешных Петра Великого , дослужился до бригадирского чина и
дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.
Слайд 4
Детство.
Старший сын , Александр, любимец матери, родился 20
августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову
и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат.
Слайд 5
Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь
Радищев был помещен у родственника своей матери, М.Ф. Аргамакова,
человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М., был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров.
Слайд 6
В 13 лет (в 1762г.) Александр поступил в
Петербургский пажеский корпус. Пажи во дворце видели расточительство и
роскошь, привилегии дворян; учебные заведения были открыты только для аристократов.
Слайд 7
В числе лучших учеников в 1766г. Радищев был
послан в Лейпцигский ун-т для изучения юриспруденции. Там увлекся
трудами французских философов Дени Дидро, Жан Жака Руссо, Вольтера. Вернувшись в Россию, поступил на службу в Сенат, затем перевелся в коммерц-коллегию. Здесь снискал репутацию безупречно честного и талантливого юриста. Он пользовался большим расположением своего начальника, либерально настроенного вельможи А.Р.Воронцова.
Слайд 8
Перед Радищевым открывалась блестящая карьера. Но он менее
всего был озабочен личной судьбой, мучительно думая, как помочь
страдающему народу. Свое литературно-публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных вопросов.
Слайд 9
В 1789г. в ж. «Беседующий гражданин» публикует ст.
«Беседа о том, что есть настоящий сын Отечества»: «Не
все достойны звания патриота, им не могут быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».
Слайд 10
Вся дальнейшая деятельность Радищева показала, что он являлся
именно таким сыном Отечества, подлинным патриотом.
Слайд 11
. В 1790г. в своей книге «Путешествие из
Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против
самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.
Слайд 12
Екатерина II, прочитав книгу, сказала: «Злодей хуже Пугачева».
Последовал
арест, заключение
в Петропавловскую крепость, угроза смертной
казни. После
вынесения
смертного приговора
Екатерина II
заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание»,
т.к. боялась потерять в Европе
имя просвещенной императрицы. Ссылка не сломила духа Радищева. Он говорил: «Потомство отомстит за меня!»
Слайд 13
По дороге в Сибирь он написал стихотворение,
в котором выразил неизменность взглядов и убеждений:
Ты хочешь знать:
кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.
Слайд 14
Свои революционные убеждения Радищев пронес через всю жизнь.
Вернувшись из ссылки, работал в законодательной комиссии Александра I;
составил ряд законопроектов, которые предусматривали уничтожение крепостного права и предоставление народным массам демократических свобод. Реакционеры стали грозить «вольнодумцу» новой ссылкой. Затравленный своими недругами, в 1802г. А.Н.Радищев покончил жизнь самоубийством. Его смерть явилась своеобразным политическим протестом.
Слайд 15
«Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
в специфике жанра»
В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью
почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.
Слайд 17
В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч…, побывав в
экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы
(в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».
Слайд 19
В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте
исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не
нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу.
Слайд 22
Вывод:
Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с
проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему,
утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.
Слайд 23
1 .«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
– жанр литературного путешествия.
2. Усиление ощущения сложности и мозаичности
картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:
а). Фольклора.
б . Древнерусской литературы.
в . Новой русской литературы.
Слайд 24
Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного
путешествия.
Выбор жанра не был случайным для автора, который
полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. «Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».
Слайд 25
А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал
книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею
Михайловичу Кутузову.
Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства.
Слайд 26
В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины
создания и публикации книги.
Следуя традиции путевых записок, Радищев
писал, обращаясь к Кутузову: «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувсвительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».
Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике.
Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным».
Слайд 27
В «Путешествии…» А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для
произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ
дружбы, приём «найденной рукописи», описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т.п. В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов».