Слайд 2
Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (настоящая фамилия — Мормоненко; 1903—1983), советский
кинорежиссёр), советский кинорежиссёр, актёр), советский кинорежиссёр, актёр, сценарист.
Народный артист
СССРНародный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Герой Социалистического Труда (1973. Член КПСС с 1954 года.
Слайд 3
В своей книге "Эпоха и кино" Григорий Александров
написал, что родился 10 января 1903 года в Екатеринбурге,
в семье горнорабочего. По другим сведениям, отец его Василий Григорьевич Мормоненко был хозяином большой гостиницы и ресторана "Сибирь". Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту (Анфиса Григорьевна происходила из знатного рода сибирских татар).
Слайд 4
Гриша в двенадцать лет был определен на работу
в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора
и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Слайд 5
Во время наступления на Екатеринбург адмирала Колчака к
их дому прибился крепенький, сердитого нрава паренек. Это был
будущий режиссер Иван Пырьев. В ноябре 1919-го после отступления Колчака Гриша с Ваней принялись налаживать художественную самодеятельность в местном клубе.
Слайд 6
В конце лета 1921 года в Екатеринбург на
гастроли приехала студия Художественного театра. Игра актеров так захватила
Александрова и Пырьева, что оба решили ехать в Москву учиться театральному искусству. Осенью они были приняты в Первый рабочий театр Пролеткульта.
Слайд 7
Одним из самых популярных в то время был
ансамбль "Синяя блуза". В нем играла Ольга Иванова, ставшая
женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители назвали его в честь американского киноактера Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.
Слайд 8
Александров помогал Эйзенштейну в съемках фильмов "Стачка" (1924)
и "Броненосец Потемкин" (1925), причем в последнем он сыграл
роль офицера. При работе над фильмами "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) Александров уже был соавтором и сорежиссером Эйзенштейна.
Слайд 9
Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского
Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и
Америку для пропаганды советского киноискусства.
Слайд 10
1930-й год они встречали в Париже. Леонард Розенталь,
один из богатейших ювелиров Франции, заказал фильм, в котором
главная роль отводилась Маре Владимировне Розенталь. Предложение было принято. Александров с Тиссэ на студии "Бийанкур" сняли "Сентиментальный романс".
Слайд 11
После этого была Америка. Важную роль в судьбе
Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они
много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.
Слайд 12
В августе 1932 года Александров вернулся в Москву.
Его жена к этому времени сблизилась с актером Борисом
Тениным, и Григорий Васильевич с ней развелся.
Слайд 13
Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось
самостоятельности. Он уже сделал по личному указанию Сталина 22-минутный
документальный фильм "Интернационал" (1932), который склеил из хроники, постановочных съемок и кусков "Октября".
Слайд 14
Вместе со сценаристом Н. Эрдманом и композитором И.
Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии
о пастухе, ставшем известным музыкантом. Роль влюбленного пастуха Эрдман изначально выстраивал на Утесова, солиста ленинградского мюзик-холла. К тому же в расчет бралась его знаменитая команда музыкантов.
Слайд 15
Актрису на роль главной героини Александров долго не
мог найти. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре
спектакль "Перикола" с Любовью Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
Слайд 16
"Веселые ребята" вышли на экраны в 1934 году.
За рубежом фильм демонстрировался под названием "Москва смеется". На
Венецианском фестивале он получил главный приз. Чарльз Чаплин заявил, что Александров открыл для американцев новую Россию. "Вы думаете, — писали газеты, — что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней!" А парижская пресса удивлялась: "Какой запас веселости у этих русских! Сколько жизни и радости!"
Слайд 17
На родине фильм многие ругали. Нападки прекратились после
того, как картину одобрил Сталин: "Хорошо! Я как будто
месяц побыл в отпуске..." Александрова наградили орденом Красной Звезды. Так что Любовь Орлова выходила замуж за победителя.
Слайд 18
А затем был "Цирк" (1936) — произведение столь
же комедийное, сколь и драматическое, подлинно новаторское. В главной
роли американки Марион Диксон вновь блистала Орлова. Так же, как и "Веселые ребята", "Цирк" снимался уже под готовую фонограмму. "Так делают в Америке", — говорил Александров, и ему верили, хотя в Америке в то время под фонограмму снимал лишь Дисней .
Слайд 19
Пять миллионов человек посмотрели "Цирк" только за первый
месяц в Москве и Ленинграде. На Международной выставке в
Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.
Слайд 20
В 1936 году Александров (совместно с С. Гуровым
и С. Бубриком) снял документальный фильм "Доклад Сталина И.В.
о проекте Конституции СССР". Воспользовавшись синхронной звуковой съемкой выступления Сталина, он дополнил ее хроникой, постановочными досъемками...
Слайд 21
Затем Александров выпускает комедию "Волга-Волга" (1938), в которой
мягкая лирика сочеталась с сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров
вновь обращался к приемам яркой эксцентрики. Музыка Дунаевского активно участвовала в развитии драматургии фильма.
Слайд 22
Говорят, Сталин любил перед сном посмотреть две-три части
из "Волги-Волги". А в 1942 году он послал копию
фильма Рузвельту. Американский президент, посмотрев картину, якобы сказал: "Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем дело с открытием второго фронта".
Война застала Александрова и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
Слайд 23
В июне большинство мужчин Московского дома кино составили
отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налетов Александров
получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для "Боевого киносборника".
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией.
Слайд 24
Александров вместе с В. Большаковым выпустил фильм "Каспийцы"
(1944). По мнению критика К. Потехина, в этой ленте
мастера есть гениальные кинематографические фрагменты: "Например, в монтажный образ паники бакинцев перед фашистской бомбардировкой, развивавшийся под тревожную, динамичную музыку, режиссер ни с того ни с сего вклинивает кадр с собакой, взбегавшей на судно по трапу. Кроме собаки, в кадре нет ни единой живой души, поэтому моментально возникает головокружительное ощущение леденящего ужаса, полного одиночества и незащищенности перед лицом неотвратимой безжалостной силы. Этот случайный пробег, длящийся одну-две секунды, потрясает даже сейчас.
Слайд 25
Или уже ближе к финалу Александров показывает, как
фашисты, в отчаянии от неминуемого поражения, бомбят Астраханский заповедник.
В план с взлетавшим от взрыва столбом воды он врезает другой план с неведомо откуда взявшейся птицей, которая медленно, подвернув длинные ножки, падает от ударной волны взрыва. Антивоенного образа такой потрясающей силы в отечественном кино лично я более не встречал".
Слайд 26
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться
в Москву — в должности руководителя "Мосфильма". После непродолжительного
директорства он ставит комедию "Весна" (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли — жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. Осознав свое удивительное внешнее сходство, женщины меняются местами. Картина в техническом отношении задумывалась довольно сложной, несколько эпизодов пришлось снимать на пражской студии "Баррандов-фильм".
Слайд 27
Через несколько дней после приезда в Прагу Александров,
Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов попали в
аварию — вынырнувший из-за поворота грузовик врезался в их машину. Если Александров отделался легкими ушибами, то Орлова и Черкасов угодили в больницу.
Слайд 28
"Весну" смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на
конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена
премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал "Весне" и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
Слайд 29
В начале 1990-х годов фильм показали в рамках
Лейденского фестиваля искусств. Немецкий киновед Уве Шпильман назвал Александрова
предтечей постмодернизма, отметив изощренность его кинематографических отсылок и цитат. Другие критики утверждают, что "Весна" — несомненное предвестие "8 1/2" Ф. Феллини, фильмов Антониони и Вендерса...
Слайд 30
В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую
партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором,
с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри. В 1958 году он снял фильм "Человек человеку...", а в 1960-м — "Русский сувенир". Обе картины оказались неудачными.
Слайд 31
В 1963 году Александров поставил на сцене Театра
Моссовета пьесу Дж. Килти "Милый лжец". В ее основе
— переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Естественно, главная женская роль была за Орловой. Премьера "Милого лжеца" прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был полный — занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.
Слайд 32
Больше Александров не ставил комедий. Он писал мемуары,
выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски. В содружестве
с Д. Васильевым он снял телефильмы "Ленин в Швейцарии" (1965) и "Накануне" (1966). Еще один телефильм "Десять дней, которые потрясли мир" (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу.
Слайд 33
Александров и Орлова очень любили свою дачу во
Внукове. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к
другу только на "вы". Детей у них не было. На огонек к ним заглядывали старые друзья — Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Слайд 34
Последний художественный фильм Александрова назывался романтично: "Скворец и
лира" (1974). Орлова играла в нем разведчицу Людмилу Грекову.
Несмотря на все ухищрения актрисы, скрыть возраст не удалось. Картину положили на полку кинохранилища.
Слайд 35
Когда Александров узнал о том, что у жены
обнаружен рак, он сказал: "Хорошо, что она первая..." Орлова
ушла из жизни в январе 1975 года. А в сентябре 1978-го умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной и сделал ее своей наследницей. Она ухаживала за пожилым режиссером, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили на обследование в Кремлевку, и все произошло очень быстро — инфекция в почках. В том же году вышел его последний фильм "Любовь Орлова", снятый в содружестве с Еленой Михайловой.