Слайд 2
Драматургия А.Н. Островского
Обращается к национальному прошлому
Вводит в
систему персонажей носителей народной нравственности
Неугасающая народная вера в превосходство
добра над злом
Впервые в пьесе заговорили так, как и в жизни
Слайд 3
«На сцене настало такое время, когда можно не
только играть, но и жить» (актёр П.М. Садовский)
Островский сам
занимался распределением ролей
Создал 47 пьес
При жизни было около 3000 представлений в Санкт-Петербурге,
Около 20000 в провинции, около 24000 в народных театрах
Слайд 4
Пьесы
«Гроза»
«Без вины виноватые»
«Бесприданница»
«Свои люди – сочтемся»
«Без вины виноватые»
«Не
всё коту масленица»
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»
Слайд 5
Идёт от сказки к мифам
Прототип Мизгиря – Кирибеевич
(полюбил Снегурочку, сам же и погубил её)
В финале рушится
мировосприятие Мизгиря: если боги его обманули, то зачем же и жить на свете?
Красота Снегурочки наводит смуту в мирную жизнь берендеев. В ней синтезируются холод и тепло, и лишь царь не смог влюбиться в неё.
Самое главное в жизнь людей – любовь. Ради неё можно принести в жертву свою жизнь.
Языческое начало в сказке: возрождение природы, которая становится созидающей силой
Важное место занимает свобода
«Снегурочка»
Слайд 6
Л.М. Лотман «Островский и драматургия второй половины XIX
века»
В начале 70-х годов он создает драматическую сказку «Снегурочка»
(1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, фольклористики — основать драму на реконструированных сюжетах древних славянских мифов.
Слайд 7
Вместе с тем «Снегурочка» Островского явилась одной из
первых в европейской драматургии конца XIX в. попыток интерпретировать
современные психологические проблемы в произведении, содержание которого передает древние народные представления, а художественная структура предусматривает синтез поэтического слова, музыки и пластики, народного танца и обряда
При жизни пьеса не имела успех, практически провалилась на сцене
Слайд 8
Образ Снегурочки
1. Мураш
Полно,
Чего тебе бояться? Не похожа
Снегурочка
на наших баб и девок.
2. Бермята
Великий царь, она
любви не знает.
Слайд 9
Снегурочка
А ты берешь Купаву,
Ведешь к царю, целуешь.
Разве лучше
Снегурочки Купава? Вот обида,
Какой забыть нельзя.
Снегурочка
Несладко мне
украдкой целоваться.
Подумай ты, когда теперь дождешься,
Чтоб царь велел из всех девиц-красавиц
Красавицу поставить напоказ!
Слайд 10
Мизгирь меня пугает: ищет, ловит.
И что сказал, послушай!
Что Снегурка
Его жена. Ну, статочное ль дело:
Снегурочка – жена?
Какое слово
Нескладное!
Слайд 11
Завязка
Купава
В Ярилин день, на солнечном восходе,
В глазах
царя венками обменяться
И взять меня женой, тогда прощайте.
В его
дому, в большом посаде царском,
На всем виду, богатою хозяйкой
Забарствую. Сегодня мой Мизгирь
Приедет к нам в слободку спознаваться
С девицами и парнями. Увидишь,
Порадуйся со мной!
Слайд 12
Язык пьесы
Красавицы-девицы
Сердечный друг
Резвиться-веселиться
Батюшко, светлый царь,
Нешто так водится?
Где ж
это писано,
Где же показано?
Сердце-то вынувши
Голубчик сизокрылый
Слайд 13
Законы берендеев
Бермята
Воруют понемножку.
Царь
И ловите?
Бермята
Зачем же
их ловить,
Труды терять? Пускай себе воруют,
Когда-нибудь да попадутся; в
силу
Пословицы народной: "Сколько вору
Ни воровать, кнута не миновать."
Слайд 14
Традиции берендеев
Для них является неслыханным обидеть того, кого
полюбил
Вина Мизгиря достойна смертной казни
Обычаи священны
Слайд 15
Бермята
Его заставить можно,
Премудрый царь.
Царь
Не терпит принужденья
Свободный
брак.
Слайд 16
Царь
Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но
в нашем уложеньи
Кровавых нет законов, пусть же боги
Казнят его
по мере преступленья
Слайд 17
Проблема берендеев
Благополучие – велико слово!
Не вижу я его
давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу. Наше лето
Короткое, год
от году короче
Становится, а весны холодней –
Туманные, сырые, точно осень,
Печальные. До половины лета
Снега лежат в оврагах и лядинах,
Из них ползут туманы по утрам
Слайд 18
Ярило сердит на берендеев
В сердцах людей заметил я
остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в
них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхаюших. На глазах с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.
Слайд 19
Решение проблемы
Продумал я всю ночь, до утра вплоть,
И
вот на чем остановился: завтра,
В Ярилин день, в заповедном
лесу,
К рассвету дня сойдутся берендеи.
Велим собрать, что есть в моем народе,
Девиц-невест и парней-женихов
И всех зараз союзом неразрывным
Соединим, лишь только Солнце брызнет
Румяными лучами по зеленым
Верхам дерев. И пусть тогда сольются
В единый клич привет на встречу Солнцу
И брачная торжественная песнь.
Угодней нет Яриле жертвы!
Слайд 20
Смысл финала
Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас
не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд!
Слайд 21
Сходство и различие с канонической сказкой