Слайд 3
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году.
Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова,
в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Слайд 4
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный
оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить
учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
Слайд 6
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему
смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший
Какова композиция стихотворения?
Слайд 7
Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны
с его композицией?
Слайд 8
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие
поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой
композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.
Слайд 9
Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия
каждого четверостишия?
Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает
картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
Слайд 10
Анализ 1 строфы
Белеет парус одинокой
В тумане моря
голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул
он в краю родном?
Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки?
Какие художественные средства использует автор?
Слайд 12
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на
овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет,
не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.
Слайд 13
Анализ 2 строфы
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется
и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия
бежит!
Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??
Слайд 15
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял
волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся
и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Слайд 16
Анализ 3 строфы
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит
бури,
Как будто в бурях есть покой!
Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?
Слайд 18
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных
вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не
избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 19
Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова
роль этих красок?
Природа в «Парусе», как и во
многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…
Слайд 20
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той
части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.
Из
каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?
1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
3-е четверостишье: парус – «просит бури»
Слайд 21
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики,
движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что
же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Слайд 22
Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и
как это связано с основной мыслью стихотворения?
Главного героя стихотворения
поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Слайд 24
Определите размер стихотворения.
Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению
музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.