Слайд 2
« Давно - отвергнутый тобою…»
Н.А.Некрасов
Давно – отвергнутый тобою,
Я
шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся
к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил-
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней – любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Слайд 3
Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.
Теперь – один,
забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять
у этих берегов.
И та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…
Слайд 4
Из истории создания стихотворения
Имя Некрасова привыкли соотносить с
фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты
не быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
«… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.
Слайд 5
Адресат стихотворения « Давно -
отвергнутый тобою…»
Нетрудно догадаться, что
стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с
которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…
Слайд 6
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на
втором слоге.
/
/ /
ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
/
БОЮ
Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.
Слайд 7
Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4,
рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И,
полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).
Слайд 8
Микротемы
Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
В нём
можно выделить три микротемы:
Давно…
Поздней…
Теперь…
Лирический герой доведён потерей любимой до
отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.
Слайд 9
Композиционное построение
В стихотворении использован приём антитезы:
ДАВНО, когда
лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к
волнам», но страх остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
- это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.
Слайд 10
АНТИТЕЗА
Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность
на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают
лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».
Слайд 11
Тема и идея стихотворения
Это стихотворение о ЛЮБВИ.
Идея –
невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.
Слайд 12
Тропы и фигуры
Природа в стихотворении как бы принимает
участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели»,
но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.
Слайд 13
ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ
В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
« на край
обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и
на обрыве я стою».
Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
акцентировать внимание читателя.
Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
«роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
Используется общеупотребительная книжная лексика.
Слайд 14
Синтаксический и морфологический уровни
В стихотворении использованы сложные предложения
и простые, осложнённые причастными оборотами.
В тексте присутствуют такие части
речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ;
существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)
Слайд 15
ЭЛЕГИЯ
Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию
лирического героя.
ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты)
лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.