Слайд 2
Этапы жизни
Детство.
Родился в Москве
в семье математика Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), декана физико-математического факультета Московского
университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858—1922).
Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.
Слайд 3
Юность.
В 15 лет
Андрей познакомился с семьей брата В. С. Соловьева —
М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Генриха Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Рихарда Вагнера) и философией (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вл. Соловьев).
В 1891—1899 гг. Борис Бугаев закончил знаменитую московскую гимназию Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу.
В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». Осенью 1899 года Борис, по его выражению, «всецело отдается фразе, слогу».
В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении (потом стал сотрудничать в «Весах» (1904-1909) в связи с поездкой за границу.
Слайд 4
Знакомство с символистами.
В декабре 1901 года Белый знакомится со «старшими символистами» —
Брюсовым, Мережковским и Гиппиус. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Белый был одним из главных организаторов литературного клуба, проповедуя принципы символизма как религии. Его сборник стихов «Золото в лазури» (1904) также был опубликован в этот период. Это был результат глубокого изучения цикличности времени Белым, и включал в себя несколько стихотворений на основе греческих мифов. В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
Слайд 5
Знакомство с Блоком.
С января
1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904),
с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды».
Драматические и неразделимые любовные отношения с женой Александра Блока, Любовью Менделеевой привели Белого к олицетворению ее как образа «Софии» Соловьева (высшей божественной мудрости
в женском облике). Любовь
Белого к Менделеевой
привела к длительной
напряженности
в отношениях между ним и
Блоком, они бросали вызов
на дуэль друг другу несколько
раз.
Слайд 6
Крушение «аргонавтического» мифа.
С 1904 Белый переживает
постепенное угасание мистических надежд. Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной
основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых.
Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел» .
Слайд 7
Важнейшее творческое достижение Белого в 1904-1908 — книга
стихов «Пепел», посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством.
Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна», отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях.
Слайд 8
Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где
напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает
в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы.
Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма» . Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» (1906-1909), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы.
Слайд 9
1910-е годы
1909-10 —
начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей
жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913).
Слайд 10
В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае
1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения . В августе
1916 Белый, призванный на военную службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде, возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений, пишет статью «Поэзия Блока».
Слайд 11
Последние годы
В 1921-1923 годах
Андрей жил в Берлине, где переживает мучительное расставание с
Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.