Слайд 2
Вступление
Возможны два варианта вступления:
- биографическое
- аналитическое
Рассмотрим предложенные варианты.
Слайд 3
Биографическое вступление
Ключ к раскрытию темы дают сведения из
биографии М.Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения
Слайд 4
Вопросы для вступительной части сочинения
Какое впечатление произвела поездка
Лермонтова на Кавказ в детские годы?
За что был разжалован
Лермонтов и выслан на Кавказ?
Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?
Слайд 5
Возможный вариант биографического вступления
Кавказ живет с Лермонтовым в
душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого
поэта.
Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.
Слайд 6
Особое «дело о непозволительных стихах», написанных на смерть
А.Пушкина, заканчивается участием Лермонтова в походах против горцев. Через
год, возвращенный из ссылки поэт за участие в дуэли снова сослан в Тенгинский пехотный полк, участвующий в битвах с горцами.
Как человек военный, Лермонтов участвует в боевых действиях. По воспоминаниям современников «был отчаянно храбр, … но это не было его призванием». Об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне.
(80-90 слов)
Слайд 7
Аналитическое вступление
Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального
понятия темы сочинения. Уместно начать сочинение с характеристики понятия
пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками.
Слайд 8
Вопросы для аналитического вступления
Что такое пафос художественного произведения?
Признаки
антивоенного пафоса
Слайд 9
Возможный вариант аналитического вступления
С идеей художественного произведения тесно
связан пафос – вдохновение, переживание, вызванное идеей или событием.
В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление.
Слайд 10
Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных
ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности
счастья.
Антивоенными следует считать не те художественные произведения, где воспевают героизм победителей, а те, где осуждается война как противоестественное явление, где жестокости противопоставляются другие ценности, прежде всего гуманизм. Таким произведением является стихотворение М.Лермонтова «Валерик».
( 80 слов)
Слайд 11
Основная часть
1. Историческая основа стихотворения
Слайд 12
2.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу
Слайд 13
3.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?
Слайд 14
4. Отношение Лермонтова к войне
Слайд 15
5.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам
Слайд 16
6. Что ценит Лермонтов в горцах?
Слайд 17
7.Противопоставле-ние картины страшной битвы и величественной природы
Слайд 19
Заключение
В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно
завершить сочинение теоретическим заключением, ещё раз, на новом уровне,
вернувшись к заглавному понятию.
Можно связать выводы сочинения с современностью.
Слайд 20
Возможный вариант заключения
Зачем? Снова и снова задаем себе
этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть?
Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.