Слайд 2
Английская революция XVII в.
Она из первых
социальных революций – «славная революция».
Английская гражданская война — процесс перехода
в Англии от абсолютной монархии к конституционной. Власть короля ограничивалась властью парламента.
Карл I из династии Стюартов.
1649 г. – обезглавлен. После свершения казни палач поднял голову, но слова «вот голова изменника» (традиционные при казни изменников и врагов государства) не были произнесены.
Современники отмечают близкое к шоковому состояние толпы. Голову короля пришили к телу, чтобы родственники достойно простились и похоронили его (Виндзор, часовня Генриха VIII) .
Оливер Кромвель (1599-1658)
Государственный деятель и полководец, руководитель английской революции, лорд-протектор английской республики.
Отказался от титула короля.
Славился абсолютной неподкупностью.
После его смерти королем стал Карл II.
Тело Кромвеля было эксгумировано для посмертной казни.
Провисев несколько часов на всеобщем обозрении, тело было снято, а голова помещена на 6-метровом шесте около Вестминстерского дворца. Шест сломался во время бури в конце 1680-х гг., голова была похищена.
В 1960 г. была похоронена в часовне одного из колледжей Кэмбриджа.
Кризис гуманистической традиции.
Становление просветительских тенденций.
Ван Дейк.
Портрет Карла I.
Нидерландский художник круга А.Ханнемана.
Портрет О.Кромвеля.
Слайд 3
Посещение
Пер. И.Бродского
Когда твой горький яд меня убьет,
Когда от
притязаний и услуг
Моей любви отделаешься вдруг,
К твоей постели тень
моя придет.
И ты, уже во власти худших рук,
Ты вздрогнешь. И, приветствуя визит,
Свеча твоя погрузится во тьму.
И ты прильнешь к соседу своему.
А он, уже устав, вообразит,
Что новой ласки просишь, и к стене
Подвинется в своем притворном сне,
Тогда, о бедный Аспид мой, бледна,
В серебряном поту, совсем одна,
Ты в призрачности не уступишь мне.
Проклятия? Предпочитаю, чтобы ты
Раскаялась, чем черпала в слезах
Ту чистоту, которой нет в глазах.
Исаак Оливер.
Портрет Джона Донна. 1616.
Джон ДОНН (1572-1631).
Крупнейший писатель английского барокко, священник, один из самых популярных проповедников английского католицизма.
Лирический цикл «Песни и сонеты», элегии, эпистолы, лирические поэмы.
Основные черты (поэтика):
-черты ренессансного реализма;
-живые зарисовки обычаев, нравов и типов английского общества на рубеже XVI-XVII вв. ;
-темы бессилия и слабости смертного, трагизма его заблуждений, ничтожности его познаний и свершений;
-образ человека как червя, пресмыкающегося в грязи и крови;
-интонации болезненного умиления по поводу бренности и ничтожности человека.
Автор эпиграфа к знаменитому роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол»:
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши …смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».
Слайд 4
Роберт Уайт.
Портрет Дж. Мильтона
Джон МИЛЬТОН (1608-1674)
Выдающийся английский
поэт, политический деятель, блестящий памфлетист.
Несчастливая личная жизнь, одиночество и
трагическое ощущение жизни.
Памфлет – жанр политической публицистики.
Памфлеты свидетельствуют о неистовом мятежном духе, богатейшем воображении и живописном языке.
Тематика – острые проблемы современности:
-о реформации;
-о свободе печатного слова;
-о воспитании.
В 1652 г. ослеп, почти полностью разорен.
После поражения революции Мильтону грозила тюрьма.
Его произведения были сожжены.
Основные сочинения
Поэма «Потерянный рай» (1667)
Поэма «Возвращенный рай» (1671)
Слайд 5
…Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба!
…Везде
в Аду я буду.
Ад - я сам.
…В страданьях
ли, в борьбе ли, - горе слабым.
Потерянный рай
Иллюстрации У.Блейка.
Потерянный рай (1667)
Поэма в двенадцати книгах.
Две сюжетные линии.
Повествование о вечной борьбе между Сатаной и Богом, история мятежа Сатаны, его изгнании и превращении из ангела в гнусного беса.
Центральный эпизод – успешная попытка Сатаны погубить лучшее и любимое творение божье – человека.
Грехопадение Адама и Евы свершилось, но победа остается на стороне Бога, так как он оставляет людям возможность исправиться.
Поэма заканчивается трагической картиной изгнания людей из Эдема.
Множество масштабных живописных сцен:
-мрачное падение воинов Сатаны, которые рушатся в гигантские подземные пространства с небес;
-кипучая деятельность мятежных ангелов, которые торопятся превратить пустынный и мрачный ад в столицу Сатаны (Пандемониум);
-колоссальные образы космического полета Сатаны, несущегося на своих могучих крыльях через безграничные пространства Вселенной;
-великолепный пейзаж Эдема, в котором среди множества растений и животных Сатана с завистью наблюдает безмятежную жизнь Адама и Евы;
-контраст между светлыми картинами Эдема и жуткими картинами гигантских битв ангелов и демонов (о них рассказывает архангел Рафаил, которого Бог послал людям, чтобы остеречь их от козней Сатаны) ;
-психологически острые и напряженные сцены переживаний Евы и Адама;
-живописные картины будущих страданий, его детей и человечества, раскрывающиеся перед Адамом;
-трагические сцены изгнания из рая: цветущие сады пылают, зажженные божьим гневом.
Общий смысл поэмы, по Мильтону - результаты «первого непослушания» людей.
Поэма исключительна грандиозностью рассказа, становлением образа необратимости происходящего и трагичности переворота, происходящего в мире и в душе, оплаченного тяжкой ценой, но одарившего человека сложным даром знания, уменьем отличать зло от добра и следовать добру.
Слайд 6
Потерянный рай.
Иллюстрации Г.Доре.
Возвращенный рай (1671)
Поэма состоит из
4 книг.
Рассказ о том, как Сатана пытался совратить Иисуса Христа.
В
центре – образ Христа.
Это идеальный человек-гражданин.
Несмотря на одиночество, всеобщее непонимание, Иисус находит в себе силы противостоять злу, царящему в мире, и ни на шаг не отступает от своих принципов, благодаря чему побеждает Сатану и спасает человечество.
Считается, что эта поэма излишне абстрактна, наполнена мистически-религиозными суждениям и уступает «Потерянному раю».
Один из парадоксов:
Сатана получился величественным и героическим, а Бог и его сын – условными, бледными.
В. Г. Белинский:
«Того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое».
В могучем образе Сатаны отражены страсти и порывы той общественной бури, участником и поэтом которой был Мильтон.
Слайд 7
Герман Верелст.
Портрет Дж.Локка
Джон ЛОКК (1632-1704)
«Опыт о человеческом
разуме» (1690)
«Мысли о воспитании» (1693)
Философия Джона Локка
- сенсуализм (от лат. Sensus восприятие, чувство, ощущение), т.е. направление мысли, которое полагает, что главной формой достоверного знания являются чувства; противоположность рационализму, считающему, что в основе знания – разум.
Взгляды Локка сыграли огромную роль в подготовке эстетики английского Просвещения и становлении нового понимания человеческой природы.
Основные положения философии:
- «врожденных идей» не существует;
-единственный источник познания – чувственный опыт;
-душа человека подобна листу белой бумаги (tabula rasa), на котором опыт пишет свои письмена;
-человеческое сознание правильно постигает «первичные» качества материальных предметов;
-«вторичные» качества (цвета, звука, вкуса, тепла или холода и т. д.) существуют лишь в субъективных ощущениях воспринимающего их человека.
К.Маркс:
«Локк обосновал философию bon sens, здравого человеческого смысла, т. е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств».
«Мысли о воспитании»:
-«Ученый шум и пыль хронологов нужно целиком оставить в стороне»;
-главная задача воспитания – подготовить человека к разумной практической деятельности в обществе;
- «уменье правильно судить о людях и разумно вести с ними дела полезнее, чем уметь говорить по-гречески и по-латыни»;
-воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет…».
Слайд 8
Чарльз Джервес.
Портрет Дж.Свифта. 1710
Собор Св.Патрика. Дублин.
Джонатан СВИФТ (1667-1745)
Великий
англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, декан (настоятель) собора
Святого Патрика в Дублине (Ирландия).
Множество прозаических и стихотворных сатир, памфлетов, проповедей, писем, трактатов по вопросам церковной политики, журнальных обзоров внутреннего и международного положения страны и т.д.
Наиболее известен как автор сатирико-фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.
Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.
1724 г. «Письма суконщика», анонимно, огромным тиражом. Они призывали к бойкоту английских товаров и английской монеты. Лондону пришлось срочно назначать нового наместника для успокоения ирландцев. Премия, назначенная тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Англия пошла на экономические уступки, а Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Однажды на площади перед собором собралась многочисленная толпа. Свифту доложили, что это горожане готовятся наблюдать солнечное затмение. Раздражённый Свифт велел передать собравшимся, что декан отменяет затмение. Толпа затихла и почтительно разошлась.
Эпитафию заранее написал сам на латинском языке:
«Тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого собора, погребено здесь, где яростное негодование не может больше терзать его сердце. Иди, путник, и, если можешь, подражай тому, кто отдал все свои силы борьбе за свободу человечества».
В последние годы страдал серьёзным душевным расстройством.
В 1742 г. после инсульта Свифт потерял речь и частично умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя скончался.
Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон.
Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потеряла отца. Свифт встретил ее, когда ей было 8 лет. Свифт стал её другом и учителем. Свифт именовал ее Стеллой.
Некоторые полагают, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 г., хотя документальных подтверждений этому не обнаружено.
Письма Свифта к Эстер позднее составили его книгу «Дневник для Стеллы» (издана посмертно).
Эстер Ваномри (1688-1723), 19-летня девушка, тоже росла без отца. Свифт называл ее Ванессой. Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту — «грустные, нежные и восхищённые». Свифт познакомился с ней примерно в 1707 г. Умерла, заразившись туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой.
Слайд 9
«Сказка о бочке»
Основная тема Свифта-сатирика -
борьба против всех форм религиозного суеверия и мракобесия.
Эта сатира
– в одном ряду с «Похвалой глупости» Эразма Роттердамского, романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Название «Сказки» двусмысленное:
1)Название означает по-английски просто «околесицу»;
2)по словам Свифта, это намек на бочку (религию), которую моряки (правящие классы) бросают разъяренному киту (народу), чтобы отвлечь его внимание от государственного корабля и ускользнуть от опасного противника.
В основе «Сказки о бочке»- аллегорическая притча о трех кафтанах.
Отец оставил в наследство своим сыновьям (Петр, Мартин, Джек) кафтаны и завещал им никогда не изменять их первоначального покроя и не украшать никакими новомодными побрякушками.
В «Сказке» подробно рассказывается о том, как мирские соблазны заставили братьев отступить от точного смысла отцовского завещания, и как они обманывали самих себя хитроумными доводами, чтобы оправдать перекройку кафтанов.
Смысл «Сказки» без труда угадывался читателем.
В брате Петре с его вельможной гордыней угадывался глава римско-католической церкви, папа, «наместник св. Петра». В его нелепом головном уборе (он надевал три шляпы сразу) все узнавали папскую тиару.
Брат Мартин назван как Лютер. К нему Свифт был более снисходителен. Это образ ортодоксального, «умеренного» протестантизма и государственной английской церкви.
Брат Джек – бродяга-оборванец. Это образ различных сект с их кривляниями и уродством.
Характерные особенности:
-откровенная тотальная ироничность;
-причудливая композиция;
-дерзкая непочтительность и вольнодумство в отношении не только церковных раздоров, но и самой религии.
Вольтер:
Как бы Свифт ни «уверял, что был исполнен почтения к Отцу, хотя и попотчевал его сыновей розгами, однако недоверчивые люди находили, что розги были достаточно длинны, что не пощадили и Отца».
Свифт предпослал «Сказке о бочке» пародийное посвящение:
«Его высочеству принцу Потомству».
Слайд 10
«Путешествия Гулливера» (1726-1727)
«Путешествия в некоторые удалённые страны мира
в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а
затем капитана нескольких кораблей»
Часть 1. Путешествие в Лилипутию.
Часть 2. Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов).
Часть 3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию.
Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов (йеху).
Сложность жанра:
роман-путешествие;
роман-памфлет;
антиутопия;
роман с элементами фантастики;
роман пророческий.
Герой совершает четыре путешествия, общая длительность которых шестнадцать лет и семь месяцев.
Отплывая из конкретного портового города, герой неожиданно попадает в диковинные страны, знакомится с иными нравами, образом жизни, законами и традициями, и рассказывает о своей стране.
Образ Гулливера:
«простодушие»;
«автопортрет».
Простодушие, странная наивность позволяет Гулливеру обостренно и точно схватывать в чужой стране самое главное.
Но в интонации повествования ощущается некоторая отстраненность, спокойная, неспешная, несуетная ироничность.
Этим смешением точек зрения создается эффект достоверности умного современного, скептически и рефлексивно рассказывающего автора.
Он смеется над собой и над человеческой природой.
Такое письмо называется «литературой абсурда».
Прием перемены масштабов для выявления относительности человеческих суждений.
Слайд 11
Лилипутия
Предмет сатиры:
-самомнение, амбиции лилипутов;
-мизерные конфликты:
-Тремексенов и Слемексенов
(высококаблучники и низкокаблучники);
-бессмысленная война остроконечников и тупоконечников, спорящих, с
какого конца надо разбивать варёные яйца;
-коварность и тупая жестокость законодательства (лишь главный секретарь по тайным делам Рельдресель, известный как «истинный друг» Гулливера, оказывается истинно гуманным: его предложение сводится к тому, что достаточно Гулливеру выколоть оба глаза).
Убегая в страну противников, Гулливер опять оказывается в такой же ситуации.
Илл. Ж.Гранвиля
Слайд 12
Бромдингнег
Гулливер – в роли лилипута.
Пребывание Гулливера в
стране великанов разрушает множество иллюзий.
Самые прославленные придворные красавицы
Бробдингнега кажутся Гулливеру отвратительными: он видит все дефекты их кожи, ощущает отталкивающий запах их пота...
И сам он, серьезно рассказывающий о том, как он отличился в сражении с осами, как бестрепетно рассекал своим ножом мух и как отважно плавал в лохани, начинает казаться и нам не менее смешным, чем бробдингнежцам, которые потешаются над этими его «подвигами».
Мудрость «цивилизованного» англичанина кажется величайшим безумством, а советы насчет того, как лучше всего держать в подчинении свой народ с помощью усовершенствованной артиллерии, отвергаются с негодованием:
«Выслушав мое описание этих разрушительных орудий... король пришел в ужас. Он был поражен, как может такое бессильное и ничтожное насекомое, каким был я (это его собственное выражение), не только питать столь бесчеловечные мысли, но и до того свыкнуться с ними, что совершенно равнодушно рисовать сцены кровопролития и опустошения как самые обыкновенные действия».
В конце разговора в королем великанов Гулливер (или Свифт) подвел некоторую черту:
«Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия».
Блестящая характеристика современной Свифту (и нам тоже!) культуры.
Иллюстрации Ж.Гранвиля.
Слайд 13
Летающий остров Лапуту, остров Глаббдобдриб, королевство Лаггнегг.
Сатирические краски
сгущаются.
Просветительская критика обращается против самого разума.
Лапута – страна
мыслителей и ученых.
Но все это – жалкие чудаки, ничего не смыслящие в жизни и настолько поглощенные собой, что для того, чтобы объясняться друг с другом, они вынуждены пользоваться услугами специальных «хлопальщиков», которые, выводя их из глубокомысленного забытья, легонько стукают надутыми воздухом пузырями то по уху, то по губам, то по глазам.
Королевская Академия в Лагадо казалась современникам карикатурой на ученое Королевское общество.
Некоторые из высмеиваемых им «прожектов», основанных на идее превращения материи и энергии, сейчас могли бы показаться не столь комичными, какими они были в XVIII в.
Но Свифт был прав, показав отчужденность тогдашней науки от повседневных нужд.
Абсурд приобретает зловещую и мрачную «вырожденческую» окраску.
Слайд 14
Страна Гуигнгнмов
Свифт окончательно разделывается с ренессансным представлением о
человеке как «венце творения».
Мудрым лошадям-гуигнгнмам удалось устроить свою
республику лучше, чем людям.
Но описание их жизни тоже грустно иронично.
Они не знают радостей любви, родительской нежности,
могут попотчевать друг друга только овсянкой (как самым лакомым блюдом);
не интересуются никакими «проблемами»;
не понимают шуток.
Когда Гулливер перед отъездом из этой страны почтительно целует копыто своего четвероногого хозяина, принимая это за великую милость для своей жалкой двуногой особы, Свифт смеется и над Гулливером.
Смех Свифта становится горьким.
Читателю предлагается выбор:
-благородные и разумные «не-люди» – лошади;
-человекоподобные йеху, отвратительные, грязные, жадные, к сожалению, очень похожие на людей.
Образ йеху двойствен:
-злая карикатура на отвлеченный идеал «естественного человека»;
-беда и вина цивилизации – тщеславие, алчность, корыстолюбие.
Двойствен и образ умной лошади – им нет дела до внутренних отличий Гулливера от йеху.
Их внешняя похожесть – причина изгнания.
Слайд 15
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо,
моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве
на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим»
Даниэль ДЕФО (1660? -1731)
В период усиления реакции анонимно опубликовал памфлет в защиту веротерпимости (1702), за что был приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. К моменту исполнения приговора Дефо опубликовал памфлет «Гимн позорному столбу» .
Толпы лондонцев приветствовали Дефо, когда он стоял у позорного столба.
За освобождение из тюрьмы Дефо заплатил тем, что стал секретным агентом правительства.
Умер Дефо в одиночестве, скрываясь от кредиторов.
Дефо уверял, что все злоключения его Робинзона не что иное, как аллегорическое воспроизведение драматических перипетий в его собственной жизни.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719)
В основе – реальная история моряка Александра Селькирка, который провел около четырех с половиной лет на необитаемом острове посреди Тихого океана.
Дефо меняет не только фактическую сторону, но и наделяет историю высоким просветительским, воспитательным смыслом.
Вместо 4,5 лет Робинзон пребывает на острове почти 28 лет.
В отличие от Селькирка, который почти полностью одичал, Робинзон не только сохраняет человеческий облик, но и приобретает ценнейший опыт.
Преемственная связь с жанром плутовского романа.
Дефо создает в «Робинзоне Крузо» прообраз реалистического романа Нового времени.
.
Слайд 16
«Робинзон Крузо» - путешествие, автобиографическая исповедь, роман воспитания,
авантюрный роман, роман-аллегория, беллетристическое переложение локковской теории общественного договора.
Из робинзонады Дефо выросли в будущем
«Остров сокровищ» Стивенсона, поэзия Киплинга, трагическая антипросветительская фантазия Кольриджа «Старый мореход», «Эмиль, или О воспитании» Руссо.
Великая заслуга Дефо – прославление труда, который представлен в книге просто, но с захватывающей увлекательностью.
Среди первых упреков, предъявленных ей критикой XVIII в., был упрек в слишком вольном обращении Робинзона с Библией.
Просветительский гуманизм Дефо проявляется и в той терпимости, с какой Робинзон принимает в свою компанию не только старика-людоеда, отца Пятницы, но и пленных католиков-испанцев.
В образе Пятницы в литературу Просвещения впервые входит «естественный человек» со своей неискушенностью, наивностью и неиспорченным, природным здравым смыслом.
От Пятницы уже недалеко до вольтеровского «Простодушного».
Драматизм робинзонады:
«Посреди величайшего скопления людей во всем мире, – то есть в Лондоне, где я пишу эти строки, – я испытываю большее одиночество, чем за все двадцать восемь лет заключения на пустынном острове».
Айр Кроу
Дефо у позорного столба 29 июля 1703 г.