Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Аспекты анализа лирического произведения

Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2007. Гаспаров М.Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm Кожинов
Анализ лирического произведения Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Аспекты анализа лирического произведения1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того, о Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе (по Б. И. Ярхо, Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций». Общие характеристики художественного мира стихотворенияпространствовремяточка авторского зрения«Мы исчерпали материал и нашли в «Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»«Первый вопрос: неужели Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и
Слайды презентации

Слайд 2 Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова.

Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова.   Л.,

Л., 1985.
Белокурова С.П. Словарь

литературоведческих терминов. СПб., 2007.
Гаспаров М.Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm
Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
Поэтический строй русской лирики / Отв.ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.
Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Список литературы для школьников


Слайд 3 Аспекты анализа лирического произведения
1. Имманентный анализ: не выходит

Аспекты анализа лирического произведения1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того,

за пределы того, о чем прямо сказано в тексте
2.

Контекстуальный анализ: привлечение для понимания стихотворения
биографических сведений об авторе,
исторических сведений об обстановке написания,
сравнительных сопоставлений с другими текстами и др.

Ведущий принцип школьного анализа лирического текста – принцип сопряжения имманентного и контекстуального анализа (изучение произведения в рамках текста и в контексте жанра, эпохи, культуры и др.)

восприятие

понимание

интерпретация

Герменевтический анализ


Слайд 4 Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе

Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе (по Б. И.


(по Б. И. Ярхо, М. Л. Гаспарову)
Идейно-образный
1. Верхний
2.

Средний

3. Нижний

идеи

эмоции

Стилистический

лексика (тропы)

Фонический

синтаксис (фигуры)

метрика

ритмика

рифма

строфика

аллитерация

ассонанс

образы

мотивы


восприятие

Ум и воображение

Чувство языка

Слух




содержание

форма




Уровни


Слайд 5 Анализ есть «не перечень тех или иных элементов»,

Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы

а «выявление системы функций». Ю. М.

Лотман

Подходы к анализу лирического произведения


содержание

смыслы


1. От общего впечатления: что больше всего бросается в глаза и почему

2. От медленного чтения: что дает для понимания каждая строка, строфа или фраза

3. От чтения по частям речи: какой смысл имеет каждая группа частей речи:

Художественный мир

содержание

Прилагательные: чувственная и эмоциональная окраска

Существительные: предметный и понятийный состав

Глаголы: действия и состояния, в нём происходящие



понимание

«Смыслами я называю ответы на вопросы». М. М. Бахтин


Слайд 6 Общие характеристики
художественного мира стихотворения
пространство
время
точка авторского зрения
«Мы исчерпали

Общие характеристики художественного мира стихотворенияпространствовремяточка авторского зрения«Мы исчерпали материал и нашли

материал и нашли в нем много такого, о чем

наш гипотетический студент мог бы доложить преподавателю, если бы описывал стихотворение не беспорядочно, а систематически – по уровням. Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, – только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме - это и значит сделать анализ стихотворного текста».
М. Л. Гаспаров

Слайд 7 «Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном

«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»«Первый вопрос:

анализе стихов…»
«Первый вопрос: неужели поэт сознательно производит всю эту

кропотливую работу, подбирает существительные и прилагательные, обдумывает глагольные времена? Конечно, нет. Если бы это было так, не нужна была бы наука филология: обо всем можно было бы спросить прямо у автора и получить точный ответ».

«Второй вопрос: может ли весь этот анализ поэтического текста сказать нам, хорошие перед нами стихи или плохие, или которые лучше и которые хуже? Нет, не может: исследование и оценка стихов – разные вещи. Исследование изолирует свой объект: мы рассматриваем такое-то стихотворение, или такую-то группу стихотворений, или даже все стихотворения такого-то автора или эпохи, - но и только. Оценка же соотносит свой объект со всем нашим читательским опытом…»


  • Имя файла: aspekty-analiza-liricheskogo-proizvedeniya.pptx
  • Количество просмотров: 125
  • Количество скачиваний: 0