Слайд 2
Понятие сатиры
Сатира(лат.satira)-способ проявления комического в искусстве, состоящий в
уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры
зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирических методов.
Слайд 3
«Собачье сердце»
Написана в 1925 году. “Собачье сердце” —
последняя сатирическая повесть Булгакова. В ней он воссоздал современную
действительность – советскую реальность 20х годов. Булгаков относил её идею к идее «русской революции», «пробуждения» социального сознания пролетариата.
Слайд 4
Сюжет
Известный профессор Филипп Филиппович Преображенский задумал эксперимент — операцию по пересадке
собаке человеческих гипофиза. Подопытным оказался пёс Шарик. Результаты операции превзошли ожидания
профессора - Шарик принял человеческий облик. Однако ,произошло не только физическое, но и психологическое очеловечивание, в результате которого Шарик стал грубияном и пьяницей. История с собакой просочилась в свет, и Шарику были выданы документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Председатель домкома Швондер прописал Шарикова в квартире профессора. Перерождённая собака грубила своему «творцу», воровала у него и приставала к прислуге. Шариков написал заявление в полицию на Преображенского и Борменталя,тот приказал Шарикову выселяться из квартиры, на что Полиграф Полиграфович ответил, достав револьвер. Но тут же Шариков был обезоружен Борменталем, после чего профессор пересадил ему обратно собачий гипофиз. Шариков вернулся в свой прежний облик.
Слайд 5
Персонажи
Шарик— бездомный пёс, используемый для эксперимента
Полиграф Полиграфович Шариков—
человек, в которого превращается пес после операции
Филипп Филиппович Преображенский—профессор совершивший
эксперимент
Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора
Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику
Швондер — председатель домкома
Слайд 6
Сатира в повести
Булгаков иронизирует и критикует советскую власть.
В произведении она представлена главным образом в лице председателя
домкома Швондера, а также его подопечных.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос».
Читая описание беседы Преображенского с домкомовцами, чувствуется явное его превосходство над ними.
Слайд 7
Образ Шарикова
Главным сатирическим образом повести становится Шариков. Это
славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, он олицетворяет
люмпен- пролетариатов того времени, над которым производят опыты и которым манипулируют Швондеры и ему подобные. В описании его образа прослеживается ирония и негагативное отношение автора к герою.
Слайд 8
Образ Преображенского
Объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются
не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько
иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждал Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь.
Слайд 9
Критики считают, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство
государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у
обоих «железная» вторая фамилия), Преображенский — это Ленин(преобразивший страну). В своей повести Булгаков хотел сатирически изобразить то, что задумывалось, как освободительная революция, но приобрело чудовищные варварские черты, попав в руки пролетариата. Он надеялся на прозрение, изменение, улучшение.
Слайд 10
«Роковые яйца»
Фантастическая повесть была написана в 1925 году.
По своему сюжету напоминает повесть «Собачье сердце». Булгаков смог
правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.
Слайд 11
Сюжет
Профессор Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света
красной части спектра на эмбрионы, с помощью которого организмы
начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Кроме того, они отличаются агрессивностью и невероятной способностью стремительно размножаться. В то время по стране прокатился куриный мор, и глава совхоза, Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк заказывает за границей куриные яйца, а Персиков — змеиные, крокодильи и страусиные яйца для опытов. В результате ошибки заказ Персикова присылают Рокку. Рокк начинает облучение яиц, из них вылупляются страусы, анаконды и крокодилы чудовищных размеров. Профессор возмущен этой ошибкой. Пресмыкающиеся размножаются; их полчища, сметая все на своем пути, движутся к Москве. В бои с рептилиями вступают части РККА, применяя в том числе и химическое оружие, безуспешно.
Столицу охватывает паника; обезумевшая толпа, решив, что это Персиков распустил гадов, врывается в институт, где работал профессор, и убивает его. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз — минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
Слайд 12
В повести Булгакова переплелись драматические и сатирические моменты.
Писатель воспринимал все происходящее в стране как трагический социальный
эксперимент: красный луч (социальная революция) порождал чудовищ, враждебных самой жизни. Критики писали, что образ Персикова аналогичен Ленину, начиная с внешности и возраста. Эксперименты Персикова, легкомысленно использованные на практике Рокком, привели к трагическим результатам, подобно социальному эксперименту большевиков в России. Это произведение писателя оказалось не только актуальным, но и пророческим предостережением, которое было проигнорировано современниками.
Слайд 13
Образ рокка
Сам за себя говорит внешний облик Рокка,
он подан в повести как олицетворение времени абсолютно чуждого
и враждебного: «Он был страшно старомоден. В 1919 году этот человек был бы совершенно уместен на улицах столицы, он был бы терпим в 1924 году, в начале его, но в 1928 году он был странен». Этот человек, по словам автора, был бы терпим именно в начале 1924 года. Рокк олицетворяет неким образом ленинскую эпоху, ушедшую, как кажется автору, в безвозвратное прошлое. По его вине случаются все эти жуткие события.
Слайд 14
Булгаков соединяет образы партийного гимна со стилистикой и
образами блатных песен, выражая тем самым отношение к коммунистической
доктрине.
Попытка обойти законы природы - вывести за предельно короткий срок новый вид кур-это вмешательство в природный мир, насилие над природой как средой обитания.
На помощь людям приходит природа, «подарив» земле августовские морозы, от которых погибли все гады.
Таким образом, Булгаков хотел показать, что вмешательство человека в естественные природные процессы не приводит ни к чему хорошему, а, наоборот, может иметь ужасные последствия.