Слайд 2
О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы,
прежде времени,
прежде меня самого,
прежде первой любви, прежде первой травы,
прежде первого
снега и прежде всего.
Наши души белеют белее, чем снег.
Занимается день у окна моего,
и приходит поэзия прежде, чем свет,
прежде Свети-Цховели и прежде всего.
Что же, город мой милый, на ласку ты скуп?
Лишь последнего жду я венка твоего,
и уже заклинанья срываются с губ:
Жизнь, и Смерть, и Поэзия - прежде всего.
Слайд 3
Она по праву считалась одним из наиболее ярких
поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе
с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и
Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.
Слайд 4
Чего еще ты ждешь и хочешь, время?
Каких стихов
ты требуешь, ответствуй!
Дай мне покоя! И, покоем вея,
дай мне
воды, прозрачной и отвесной.
Зачем вкруг вью духоту смыкаешь?
Нет крыл моих. Нет исцеленья ранам.
Один стою. О, что ты сделал, Каин!
Твой мертвый брат мне приходился братом.
Слайд 5
Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель
“сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных
устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други”.
Слайд 6
Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща
публицистичность. Она не раз говорила о том, что без
восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Слайд 7
Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким
поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога,
музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.
Слайд 8
Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к
архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным
языком.
Слайд 9
Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии
в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется
от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический — в значительной мере продукт ее подлинного голоса».
Слайд 10
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является
дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество
— она считает одним из самых сильных человеческих чувств.
Слайд 12
Сны о Грузии - вот радость!
И под утро
так чиста
виноградовая сладость,
осенявшая уста.
«Сны о Грузии»
Слайд 13
Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает
внешность
и воплощается в предмет.
«Нежность»
Слайд 14
Что за погода нынче на дворе?
А впрочем, нет
мне до погоды дела –
и в январе живу, как
в сентябре,
настойчиво и оголтело.
«Сентябрь»
Слайд 15
Привыкла вскоре добрая семья,
что так, друг друга не
опровергая,
два пустяка природы - он и я –
живут тихонько,
песенки слагая.
«Тоска по Лермонтову»
29 ноября 2010 Беллы Ахмадулиной не стало…