Слайд 2
Тема «вольности святой» волновала А. С. Пушкина всю
его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые
стихотворения писались им с небольшими перерывами, но достаточно регулярно (ода «Вольность» — 1817, «К Чаадаеву» — 1818, «Свободы сеятель пустынный...» — 1823,«Птичка» — 1823, «Во глубине сибирских руд…» — 1827
«Анчар» — 1828, «Памятник» — 1836). Итак, попытаемся разобраться, чем же в понимании Пушкина является вольность.
Слайд 3
Главным произведением поэта в вольнолюбивой лирике является ода
«Вольность». Написана она вскоре после того, как молодой Пушкин
приезжает из Царскосельского лицея в Петербург. Василий Львович, его дядя, вводит будущего великого поэта в столичные литературные кружки, где Пушкин знакомится с вольнолюбивыми людьми. Под впечатлением общения с ними в 1817 году молодой поэт пишет свое первое, но очень важное стихотворение, пронизанное свободолюбивыми мотивами.
Слайд 4
Итак, Пушкин пишет оду. Его новаторство заключается в
том, что он восхваляет не царя, не какую-то конкретную
личность, а нечто абстрактное — Вольность. Царей же, которых раньше в одах прославляли, поэт выставляет «тиранами», «увенчанными злодеями». По Пушкину, монарх должен подчиняться закону, лишь тогда наступит Вольность:
…Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…
Слайд 5
Причем Вольность нужна всем, как крестьянам, так и
дворянам. Ведь если дворяне лично свободны, то морально они
порабощены, ибо каждый шаг их должен быть согласован с придворным этикетом. Кроме того, Вольность требует свободы творчества и вообще духовной свободы. Ведь для творческого человека духовная несвобода страшнее несвободы личной.
Слайд 6
Итак, для того чтобы наступила Вольность, необходимо соблюдение
Закона. Но что же такое «Закон»?
…Владыки! вам венец и
трон
Дает закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон…
Слайд 7
У поэта есть еще немало стихотворений, посвященных теме
вольности. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение-послание «К Чаадаеву».
Это монолог, обращенный к определенному человеку. Стихотворение написано в духе оды «Вольность» и является как бы ее продолжением. В конце послания поэт выражает надежду на то, что рано или поздно Вольность все-таки придет:
…Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!..
Слайд 9
В 1823 году Пушкиным были написаны два стихотворения,
посвященных все той же теме. Это «Птичка» и «Свободы
сеятель пустынный…». В первом поэт утверждает, что высшая ценность — свобода, а высшее счастье — даровать кому-то свободу:
…Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать?
Слайд 10
Во втором стихотворении — «Сеятеле…» — Пушкин сравнивает
народы со стадами овец, а поэта — с пастырем.
Автор говорит, что если людям, как овцам, не нужна свобода, если они не понимают, что это такое, нечего и пытаться давать им ее:
Слайд 11
Свое отношение к 14 декабря 1825 года
Пушкин также выразил в стихотворении “Арион”, которое написано по
случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем.
Слайд 12
Следующим размышлением Пушкина на эту тему стало стихотворение
«Во глубине сибирских руд…». Написано оно было в 1827
году, после неудачной попытки декабристского переворота. Уже казнены пятеро заговорщиков (Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол), а остальные сосланы в Сибирь. Туда-то и отправляет Пушкин с женой декабриста Трубецкого свое стихотворение (второе название — «В Сибирь»). Поэт уверяет своих сосланных друзей, что борьба велась не напрасно и свою роль в освобождении народа она еще сыграет:
…Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
Поэт надеется, что:
…Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Слайд 13
В 1828 году Пушкиным написано стихотворение «Анчар». Тут
автор противопоставляет гармонии, царящей в природе, дисгармонию в человеческом
обществе:
…К нему и птица не летит,
И зверь нейдет…
…Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Слайд 14
Это ли не пример тирании? Налицо явное подчинение
одного человека другому, его порабощение. Но самое страшное заключается
в том, что и князь, и, главное, слуга считают такое положение вещей вполне естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, но «тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» яд и умирает, однако князю безразлична его судьба, и
…князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Слайд 15
И заключительным стихотворением в условном цикле «Вольность» является
«Памятник» (1836).
В этом, одном из последних, своем стихотворении автор,
как бы предчувствуя скорую смерть, подводит итог собственному творчеству и в том числе акцентирует наше внимание на своем тяготении к теме вольности. Он пишет, что «долго будет тем любезен» он народу, что «чувства добрые… лирой пробуждал» и, что главное, «что в свой жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал…».
Слайд 16
На этом, как мне кажется, можно поставить точку
в разговоре о вольнолюбивой лирике Пушкина, приведя напоследок следующие
строки, которые имеют непосредственное отношение и к самому Пушкину, ибо, даже находясь в ссылке, он все равно продолжал писать стихи, неугодные царю, в том числе и вольнолюбивые:
…Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…