Слайд 2
По природе своего дарования он был лириком. Все,
что он написал, прошло через его сердце. Каждый созданный им
образ несет в себе его любовь или ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожаление. Когда читаешь книги Булгакова, неизбежно заражаешься этими его чувствами.
Слайд 3
Когда в 1925 году была опубликована повесть Булгакова
«Роковые яйца», уже не первая сатирическая вещь писателя, один из критиков
то ли с удивлением, то ли с иронией заметил: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи».
Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи. Да еще и самым выдающимся. И это при всем том, что он вовсе не хотел им стать. Сделала его сатириком сама эпоха.
Слайд 4
Ему отвратительны были бюрократические формы управления людьми и жизнью
общества в целом, а бюрократизм пускал все более глубокие корни во всех
сферах общественного бытия.
Он не выносил насилия – ни над ним самим, ни над другими людьми. А оно-то со времен военного коммунизма применялось все шире и в первую очередь было направлено против кормильца страны – крестьянина – и против интеллигенции, которую он считал лучшей частью народа.
И он бросался в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли в свое время лучшие умы и души русской интеллигенции и что отбрасывалось и затаптывалось теперь во имя так называемых классовых интересов пролетариата.
Слайд 5
15 (3) мая 1891 года в Киеве в
семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился сын
Михаил, старший из семерых детей Булгаковых.
Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями. “Семья Булгаковых – большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная”, – вспоминает жена младшего брата Михаила Булгакова. Эта атмосфера найдёт потом отражение в романе “Белая гвардия”, в пьесе “Дни Турбиных”.
Все дети Булгаковы: Вера, Миша, Варя, Надя, Ваня, Коля и Леля. Фото 1906
Слайд 6
Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея
Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту
энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.
Слайд 7
Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой
обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием
в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами. Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах.
Слайд 8
Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумела дать сыну
образование. До осени 1900 года Михаил учится дома, затем
поступает в первый класс Александровской гимназии, где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.
Слайд 9
После окончания гимназии в 1909 году не без
колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского
факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса).
Слайд 10
Булгаковы жили сначала на Воздвиженской, потом в Печёрске,
в Кудрявском переулке, а в 1906 году переехали на
Андреевский спуск в дом № 13 – знаменитый дом “Турбиных”.
Слайд 11
В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил
Булгаков, женится на Татьяне Николаевне Лаппа, дочери управляющего Саратовской
казенной палатой.
Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим.
Слайд 12
С началом первой мировой войны Михаил Булгаков вместе
с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на
фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов.
М.А. Булгаков, студент-медик, в военном госпитале в группе раненых. Саратов. Фото 1914
Слайд 13
В 1916 году заканчивает университет, получает диплом с
отличием и отправляется в Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления
этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах “Записок юного врача”, напоминающих чеховскую прозу. Гражданская война застала Булгакова в Киеве. В это время он пытается заниматься частной практикой. Менее всего хочет быть вовлечён в политику.
Слайд 14
“Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом”
“Быть
интеллигентом вовсе не значит быть идиотом”, – отметит он
впоследствии. Но идёт 1918 год. Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. “Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ”. В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.
Слайд 15
Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы
отступают. Чтобы не умереть с голода, пошёл сотрудничать с
большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года успешная постановка “Сыновей муллы” дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, а потом и в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать, но он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев.
Слайд 16
В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится
довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в
прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и “Записки на манжетах”, и “Дьяволиада”, и “Роковые яйца”. Повесть “Дьяволиада” со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести “Роковые яйца” автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в “Собачьем сердце”. Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.
Слайд 17
В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной
Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или
знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской.
Л.Е. Белозерская. Фото 1925. Любимый портрет М.А. Булгакова, который всегда находился на письменном столе писателя
Слайд 18
Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была
дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили
три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35А, отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор “Дней Турбиных”, на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле. Брак с Любовью Евгеньевной Белозёрской вводит Булгакова в среду старомосковской интеллигенции, способствует его дружбе с людьми, близко стоявшими к Художественному театру.
Слайд 19
В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать две части
из трех своего романа “Белая гвардия”, где писатель вновь
обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. После публикации романа к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам “Белой гвардии”. Так родились “Дни Турбиных”, поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым. Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена “Зойкина квартира”. Но ярких спектаклей Главрепетком терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе “Бег” сулили успех не только актёры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.
М.А. Булгаков на старом Арбате. Художник А. Суровцев.
Слайд 20
…Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что
писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти
слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской, с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя. Детей Шиловские поделили. Старший Женя остался с отцом, младший Сережа – с матерью, и Булгаков полюбил его как родного. Е. А. Шиловский помогал жене и сыну, но с Булгаковым более никогда не встречался. Развод Белозерской с Булгаковым произошел 3 октября 1932 года. Некоторое время он еще продолжал встречаться со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь.
Слайд 21
В тридцатые годы не было поставлено ни одной
пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки.
Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: “Адам и Ева” (1931), “Иван Васильевич” (1935 – 1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался “внутренним эмигрантом”, “пособником вражеской идеологии”. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству
Слайд 22
18 апреля 1930 года, на другой день после
похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей
многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб писателей), Сталин позвонил Булгакову.
Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего.
Слайд 23
С осени 1936 года Булгаков переходит на службу
в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но
и их судьба оказывается неудачной.
В сентябре 1938 года руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Личность Сталина магнетически привлекала к себе внимание многих творческих умов. В те годы окружающие его люди, даже самые близкие, рассматривали поступок Булгакова как правильный стратегический ход”.
М.А. Булгаков в рабочем кабинете. Фото 1936
Слайд 24
Первоначально пьеса называлась “Пастырь”, затем “Батум”. Завершена была
в июле 1939 года. 27 июля Булгаков прочел пьесу
партийной группе МХАТа.
Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.
С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом “Мастер и Маргарита”.
Слайд 25
“Он не заслужил света, он заслужил покой”. В.
Лакшин отмечал, что “выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал
судьбу себе”. Это его измученная душа жаждала покоя. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут.
Когда Булгаков умирал, трое его друзей написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю: “Только сильное радостное потрясение… может дать надежду на спасение”. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда не произошло…