Слайд 3
Tpaгeдия – этo вид дpaмы, вoзникший из дpeвнeгpeчecкoгo
oбpядoвoгo дифиpaмбa в чecть пoкpoвитeля винoгpaдapcтвa и винa бoгa
Диoниca, пpeдcтaвлявшeгocя в видe кoзлa, пoтoм – пoдoбиeм caтиpa c poжкaми и бopoдoй.
Слайд 6
Tpaгeдия пpoтивoпoлoжнa кoмeдии.
Трагедия изoбpaжaeт кoнфликты в пpeдeльнo
нaпpяжeннoй фopмe и пoкaзывaeт пpoтивocтoяния мeждy личнocтями, cyдьбoй или
oбщecтвoм.
Слайд 9
В трагедии имeeт тpaгичecкий финaл (cмepть гepoeв).
Слайд 12
Koнфликт в тpaгeдии мoжeт быть paзpeшeн тoлькo cмepтью.
Слайд 16
Трагедия это по аристотелевскому определению, есть «подражание действию
важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной
по-разному в различных ее частях, производимое в действии, и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей» («Поэтика»).
Слайд 20
Аристотель отмечал, что трагедия не сразу достигла
своей важности и перешла к ямбическому метру, «ибо сперва
пользовались тетраметром, так как поэзия была сатировской и более плясовой».
Слайд 21
Герой трагедии мыслился средним по своим моральным качествам,
но все же совершающим поступок, который ведет его от
счастья к несчастью, по ошибке, по незнанию - всё это входит в понятие трагическое.
Слайд 23
ТРАГИЧЕСКОЕ – философско - эстетическая категория, характеризующая губительные
и невыносимые стороны жизни, неразрешимые противоречия действительности, представленные в
искусстве в виде неразрешимого конфликта.
Столкновение между человеком и миром, личностью и обществом, героем и роком выражается в борьбе сильных страстей и великих характеров.
Слайд 25
Переход от несчастья к счастью был в трагедии
редок, но возможен.
Слайд 28
В средние века на смену трагедии пришли литургическая
драма, миракль (с 13 века), мистерия (14-16 века) и
моралите (15-16 века), а сама трагедия была отнесена к эпической литературе.
Слайд 32
Трагедия вернулась в литературу на исходе Возрождения и
играла большую роль в искусстве барокко.
Слайд 34
Испанские и английские драматурги рубежа 16-17 веков не
брали за образец античных авторов, а синтезировали традиции народной,
учено - гуманистической драмы и средневекового театра.
Слайд 35
НАРОДНАЯ ДРАМА - формальное театральное представление, не имеющее в своей
основе фиксированного текста и бытующее в сценической форме.
Слайд 37
Шекспировская трагедия была народной, предназначенной для массового
зрителя и не считалась высоким жанром.
Слайд 40
У. Шекспир в своих трагедиях широко использовал комический
элемент и прозу в наиболее «низких» сценах.
Их содержательной
основой была игра страстей и идея непредсказуемости судьбы, ее всесилия, трагического для сопротивляющихся ей героев.
Слайд 43
Трагическую иллюзорность бытия подчеркнула барочная трагедия («Жизнь есть
сон», 1636, П.Кальдерона де ла Барка).
Слайд 45
Кровавым и жестоким действием, когда рушатся все устои,
предстает жизнь в исторических трагедиях немецкого драматурга А. Грифиуса
(1650).
Слайд 46
Ю. Ц. Скалигер в середине 16 века определял
трагедию как «подражание
судьбам знатных
людей через
действия, имеющие
несчастный конец,
речью важной и метрической».
Слайд 47
«Иногда у трагедии и у комедии бывает одинаковым
финал,
в нем
перемешиваются
и скорбь и радость» (Ю. Ц. Скалигер).
Слайд 48
Итальянский теоретик литературы
Л. Кастельветро в комментарии к
«Поэтике» Аристотеля (1570) рассматривал современное значение трагедии:
«Поскольку царям
известно, как простой народ веселит и радует злая судьба великих мира сего, они никогда не дозволяют открытые представления трагедий — трагедии находят путь на подмостки только там, где народ никому не подчинен».
Слайд 50
Трагедии охотно ставили в абсолютистском герцогстве Ферраре, а
эволюция трагедии вела к прославлению абсолютизма.
Слайд 52
П. Корнель сделал верховного правителя гарантом благополучной развязки
своего «Сида» (1637).
Слайд 53
В «Рассуждении о трагедии и способах трактовать ее
согласно законам правдоподобия или необходимости» (1660) П. Корнель указал,
что «нет и необходимости выставлять на театре бедствия одних только королей. Бедствия других людей могут также найти свое место на сцене, если они достаточно возвышенны и достаточно необычайны, если они сохранены и переданы нам историей».
Слайд 55
Вольтер, сочтя обычный предмет трагедии — страсти возвышенных
героев — недостаточным, обосновал в «Рассуждении о древней и
новой трагедии» (1748) философскую проблематику трагедии и в собственной художественной практике драматурга преследовал воспитательные цели.
Слайд 56
««Альзира» проповедует веротерпимость, «Заира» — неприятие религиозного фанатизма,«Эдип»
— недоверие к лживому духовенству,«Магомет» — отвращение к лицемерию»,
— указывал Б. Констан в 1829 в своих «Размышлениях о трагедии».
Слайд 57
Трагедия в 18 веке постепенно вытеснялась жанром драмы.
Слайд 58
Романтики, противопоставившие «я» героя всему миру, тем самым
лишили трагедию исконной «субстанциальности»: как утверждал
Г. В. Ф.
Гегель, трагический герой непременно должен быть выразителем субстанциальных сил, т.е. законов и закономерностей бытия.
Слайд 59
Трагические драмы В. Гюго,
А. де Виньи, Дж.
Байрона уже далеко ушли от трагедии в этом смысле.
Слайд 62
По Б. Констану, «три вещи могут лежать в
основе трагических произведений:
описание страстей,
раскрытие характеров,
а также
воздействие
общества той или
иной эпохи на характеры и страсти».
Слайд 63
Б. Констан отвергает единства времени и места как
ограничивающие
возможности
новой трагедии и
призывает усилить местный колорит.
Слайд 64
Освобождение от норм классицизма многими,
в т. ч.
Стендалем и А. С. Пушкиным, мыслилось как обращение к
шекспировской традиции.
Слайд 66
«Борис Годунов» (1824 - 25) сознательно ориентирован
на хроники У. Шекспира.
Слайд 67
Но пушкинские философские «Маленькие трагедии» — глубоко оригинальные
«опыты драматических изучений».
Слайд 68
В западной литературе 19 века о трагедии напоминают
«мещанская», «романтическая трагедия», мелодрама, «народная драма» и просто драма.
Слайд 70
Мелодра́ма (от др. – греч. μέλος «песня, поэма, лирическое произведение»
+ δρᾶμα «действие») — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа,
произведения
которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного.
Слайд 71
Сюжеты мелодрам концентрируются вокруг семейных тем (любовь, брак,
женитьба, знакомство, перипетии семейной жизни) и редко выходят в
иные плоскости, хотя многие мелодрамы имеют черты исторических драм и разворачивают в том или ином схематично поданном историческом контексте.
Слайд 73
На рубеже 19 - 20 веков возрождается
и модернизируется классическая трагедия с античными сюжетами - И.
Ф. Анненский,
Вяч. Иванов, Г. фон Гофмансталь, Г. Гауптман …
Слайд 74
На рубеже 19 - 20 веков есть попытки
стилизации высокой трагедии -
П. Клодель, Л. Н. Лунц,
У. Х. Оден.
Слайд 76
В 1934 тяготевший к «народной трагедии» на фольклорной
основе Ф. Гарсия Лорка объявил: «Сейчас я заканчиваю «Йерму»,
мою вторую трагедию. Первой была «Кровавая свадьба».
Слайд 78
«Йерма» — это трагедия о бездетной женщине. Тема
… классическая. Но я хочу по - новому осветить
ее. Это трагедия с четырьмя основными персонажами и с хорами, как и полагается трагедиям. Нужно вернуться к этому жанру» (Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве).
Слайд 79
В 20 веке традиционная трагическая гиперболизация восстанавливается
в драматургии с трудом.
Слайд 82
Экзистенциалисты - Ж. П. Сартр, Ж. Ануй, исповедуя
трагическую концепцию бытия и обращаясь к античным сюжетам, прибегают
к демонстративно условным формам и чуждаются исконной трагической патетики.
Слайд 87
В советской официальной культуре трагическое должно было сопутствовать
героическому, поэтому даже «Оптимистическую трагедию» (1933) В. В. Вишневского
литературоведение именовало «героической драмой».
Слайд 88
Театр 20 века и кинематограф дали новую жизнь
старой, прежде всего шекспировской трагедии, зачастую вкладывая в нее
актуальную проблематику.