Слайд 2
Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче
между ними контраст. Каждый из них показывает один из
вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных”.
Слайд 3
Тип Молчалина — один из самых распространенных в
русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит
в пьесе “Горе от ума”. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы.
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства.
Слайд 4
При первом знакомстве трудно определить настоящее лицо Молчалина.
Перед нами робкий и застенчивый молодой человек
Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”.
Слайд 5
Так кто же такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий
и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец?
Создавая
характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека.
С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира ( “угождать всем людям без изъятья”), поэтому он готов до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”.
Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным
Слайд 6
Основы молчалинского благополучия:
-умеренность и аккуратность”,
-“не сочинитель я”,
-“в
мои лета не должно сметь свое суждение иметь”,
- “ведь
надобно ж зависеть от других”
В результате за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства
Слайд 7
Маска смиренника быстро слетает с него, когда он
говорит с теми, кого считает ниже себя.
С Лизой Молчалин
старается выглядеть повесой, забыв о
робости.
Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно
Слайд 8
Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная
личность, но, увы, вслед за Чацким приходится признать, что
“Молчалины блаженствуют на свете”.
Слайд 9
Д. Писарев писал: “Молчалин сказал себе: “Я
хочу составить карьеру”, — и пошел по той дороге,
которая ведет к “степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...”
Слайд 10
В конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган. Но
надолго ли?
Слайд 11
Время показало, что Молчалины живучи и неуязвимы, они
«возрождаются» быстро, и это печально. Подобные люди не раскаиваются,
потому что не осознают глубины своего падения. А это страшно...
Слайд 12
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе
показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против
реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Слайд 13
Чацкий пламенно любит родину , с ее могучими
силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь
к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному
Слайд 14
Он считает, что нужно служить "делу, а не
лицам". Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия:
путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Слайд 15
А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. "Он
славно пишет, переводит", — говорит о нем Фамусов и
все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: "Служить бы рад, — прислуживаться тошно".
Слайд 16
Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота
чувств. Она проявилась и в том, как он любит,
и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Слайд 17
Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к
Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все
же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний«:
«Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!»
Слайд 18
Чацкий —положительный герой в комедии Грибоедова. Но его
нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик
соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.
У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, "упражняются в расколах и безверье", это "безумные люди", склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, "химик и ботаник". Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.
Слайд 19
Чацкий и Молчалин: сопоставительная характеристика