Слайд 2
Псевдонимы:
Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,
Феофилакт Косичкин (журнальный), P.,
Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.
Слайд 3
Кратко
Имя при рождении: Александр Сергеевич Пушкин
Дата рождения:26 мая (6 июня) 1799
Место
рождения: Москва,
Российская империя
Дата смерти:29 января (10 февраля) 1837 (37 лет)
Место смерти: Санкт-Петербург,
Российская империя
Гражданство: Российская
империя
Род деятельности: поэт прозаик, драматург
Годы творчества:1814—1837
Направление: Романтизм, реализм
Жанр: Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драмы, сказки
Язык произведений: русский, французский
Дебют: К другу стихотворцу
Подпись:
Слайд 4
Детство
Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве.
Мемориальная доска, посвящённая
крещению А. С. Пушкина. Скульптор —Н. М. Аввакумов
В метрической книге церкви Богоявления в Елохове (сейчас
на её месте находится Богоявленский собор в Елохове) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись:
Мая 27. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина
Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок. 1800—1802.
Летние месяцы 1805—1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818, урождённой Пушкиной[,из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816). Бабушка писала о своём внуке следующее:
Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.
Слайд 5
Гибель
Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после
смерти матери, заботы по издательским делам, долги, Пушкин послал
26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д`Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.
Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:
В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.
Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.
Слайд 6
Ната́лья Никола́евна Гончаро́ва
В первом браке Пу́шкина, во втором — Ланска́я (27 августа 1812,
поместье Кариан, Тамбовская губерния — 26 ноября 1863, Петербург) — супруга Александра Сергеевича Пушкина. Через семь
лет после его смерти вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. Долгое время считалась одной из виновниц гибели Пушкина. С открытием новых документальных материалов её роль в жизни поэта и событиях, предшествовавших его последней дуэли, была пересмотрена.
Слайд 7
Потомки Пушкина
Из детей Пушкина только двое оставили потомство —
Александр и Наталья. Потомки поэта живут сейчас по всему
земному шару: в США, Англии, Германии, Бельгии. Около пятидесяти из них проживают в России, в том числе Татьяна Ивановна Лукаш, прабабушка которой (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.
Слайд 8
Литературная репутация и культурная роль Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин
имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности,
так его именует Энциклопедия «Кругосвет» «Русский биографический словарь» и «Литературная энциклопедия». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова), а «Краткая литературная энциклопедия» (автор статьи С. С. Аверинцев) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».
Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в 1830-е (после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.
В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России». Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения»
Слайд 9
Отрицание творчества Пушкина и критика его культа
Публицист-«шестидесятник» и
литературный критик Дмитрий Писарев отрицал значение творчества Пушкина для современности: «Пушкин
пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». На той же позиции стояли и многие нигилисты 1860-х годов, такие, как Максим Антонович и Варфоломей Зайцев.
В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Лившиц призывали «бросить Пушкина [вместе с рядом других классиков] с парохода современности» в манифесте футуристов 1912 года «Пощёчина общественному вкусу». Далее в манифесте говорилось: «Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней» (парафраз слов Тютчева на смерть Пушкина: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»).
По мнению ряда исследователей, с 1937 года в СССР официальная идеология насажадала «культ Пушкина»; «культ Пушкина становится частью культа Сталина». Существует также мнение, что «чисто коммунистический культ Пушкина возводился по точно такой же модели, как культы Ленина и Сталина»
Слайд 10
Пушкин в культуре.
Произведения Пушкина в других видах искусства
К
стихам Пушкина писали музыку многие композиторы:
А. А. Александров: романсы на стихи
Пушкина
А. А. Алябьев, автор романсов на стихи: «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Черкесская песня», «Зимняя дорога» и др.
А. С. Даргомыжский: романсы на стихи Пушкина
Ц. А. Кюи: романсы на стихи Пушкина
П. П. Подковыров: романсы
Г. В. Свиридов, автор 6 романсов на слова А.Пушкина (1935); Музыкальных иллюстраций к экранизации повести «Метель» (1964), куда входит цикл песен на слова Пушкина; Ораторим «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)