Слайд 2
Гипотеза:
Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как
яркое и многофункциональное изобразительное средство. Изучались цветообозначения многих русских
поэтов. Наш исследовательский интерес особенно привлекает проза Александра Сергеевича Пушкина и Татьяны Толстой. Отдельных работ связанных с проблемой изучения образа золотого цвета в прозе этих поэтов, как нам известно, пока ещё нет, хотя их произведения дают богатейший и разнообразнейший материал для исследования.
Актуальность темы является бесспорной потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности воплощения образа золотого цвета в произведениях Пушкина и Толстой, но также и углубить существующие представления об их мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэтов в целом.
Слайд 3
Цель:
Рассмотреть своеобразие реализации образа(мотива) золотого цвета в сказках
А.С. Пушкина и в рассказе Т. Толстой «На золотом
крыльце сидели» в аспекте использования народно-сказочной традиции.
Слайд 4
Задачи:
Раскрыть характер использования золотого цвета в народно-сказочной традиции,
опираясь на исследования В.Я. Проппа
Рассмотреть художественное воплощения образа золотого
цвета в произведениях Пушкина и Толстой в аспекте использования народно-сказочных традиций.
Слайд 5
Объект исследования:
Предмет
исследования:
Народные сказки, сказки А.С Пушкина и рассказ
Т. Толстой
Образ золотого цвета и его художественная реализация в
русских волшебных сказках и произведениях Пушкина и Толстой
Слайд 6
Методы и приёмы
Описательный (проводится путем сплошной
выборки лексических единиц со значением цвета);
Метод компонентного (статического) анализа
(метод лингвистического изучения смысла слов. Смысл слова можно описывать с помощью синонимов или же развернутых толкований.)
Семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари;
Метод контекстуального анализа (тип исследования, при котором наряду с индивидуальными признаками явления учитываются признаки контекстов, к которым относится явление.)
Слайд 7
Владимир Яковлевич Пропп
«Золото фигурирует так часто, так ярко,
в сказках, в таких разнообразных формах, что можно с
полным правом назвать сказочное царство золотым царством»
Слайд 8
Владимир Яковлевич Пропп
Золотая окраска предметов, связанных со сказочным
царством, есть окраска солнца. Народы, не знающие религии солнца,
не знают золотой окраски волшебных предметов.
Слайд 9
Чтобы лучше понять этот мотив, необходимо проследить представления
о золотом цвете в науке, античности и самих сказках.
Итак…
Слайд 10
Психология
Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает
концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию
решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Способствует к желанию открытости, свободы, подвижности, общительности.
Слайд 11
Мифология
Чуваши полагают, что от желтухи хорошо помогают перья
иволги (чув. Сар кайак — Жёлтая птица). В лесу разыскивают
её гнездо, выбирают жёлтые перья, замачивают в воде, после чего этой водой моют тело больного.
В Китае жёлтый цвет символизировал одновременно жизнь и смерть. Обитель мёртвых называли «Жёлтыми ключами», но жёлтый журавль был аллегорией бессмертия.
Слайд 12
Органические вещества жёлтого цвета
Жёлтый цвет цветкам одуванчика,
горечавки, лютика, подсолнуха и т.д. придают каротиноиды: флавоксантин (англ.),
тараксантин и лютеин.
Жёлтый цвет осенним листьям и зёрнам придают лютеин и ксантофилл, участвующий в фотосинтезе наряду с зелёным хлорофиллом.
Жёлтый цвет яичному желтку придаёт тот же ксантофилл, а также оранжевые каротиноиды. Они содержатся в зёрнах растений, поедаемых птицей.
Слайд 14
Золотой цвет
Золотой цвет является цветом солнца, символом Божественных
принципов, просвечивающих через явленное. Знак земного и небесного величия.
Слайд 15
У египтян связан с богом солнца Ра.
Слайд 16
В Индии золотой цвет означал истину.
Слайд 17
В китайском алхимическом трактате «Секрет золотого цветка» золотой
цветок -символ просветления.
Слайд 18
Пушкин – центральная фигура русской культуры
Слайд 19
Знак химического элемента.
Частота встречаемости элемента в произведениях поэта.
Стихохимическая
формула А.С. Пушкина
Au116 Ag55 Fe22 Cu15 Pb12 S2 Hg2
Слайд 20
Золото олицетворяло счастье, богатство, чистоту и красоту. Пушкин
заметил, что в народных сказках господствует золотой цвет, и
отразил это в своих произведениях
Слайд 21
«Сказка о царе Салтане»
Пушкин использует золотой
цвет и в описании города, которым правит князь Гвидон.
Постройки сверкают золотом.
Эпитет златоглавый имеет прямое значение. Издавна на Руси купола церквей, соборов принято покрывать золотом, что свидетельствовало о чистоте, святости, величии этого места.
Слайд 22
«Сказка о царе Салтане»
«В колымагах золотых
Пышный двор
встречает их…»
«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в
палате…»
Золотому цвету придаётся значение символа царственности, могущества, благосостояния. В стихах царь сидит в одежде, расшитой золотой нитью.
Слайд 23
В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает
золотой цвет, который относится к животным. Они способны либо
помогать людям, либо вершить суд над ними
«Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…»
«Не печалься, ступай себе с богом!
Будет вам новое корыто»
Слайд 24
Золото в сказках А.С. Пушкина применяется в трех
случаях
Слайд 25
Сделаем вывод:
В ходе своей работы я узнала, что
по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых
мест во всей русской литературе.
Рассмотренные примеры говорят о популярности и многозначности золотого цвета. Он помогает лучше отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.
Слайд 26
Т.Н. Толстая в своих произведениях выступает как мастер
и художник словесных полотен. Первый рассказ Т. Толстой «На
золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983. В нём очень часто встречается золотой цвет.
Слайд 27
Всё, что связано с золотым, приобретает в рассказе
положительный характер
«Вначале был сад. Детство было садом. Без
конца и края, без границ и заборов, в шуме и шелесте, золотой на солнце, светло-зеленый в тени….»-признак радости и грядущего счастья
«Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды…»-свидетельство красоты ночного неба
Слайд 28
«Золотые столбы рам», «негры в золотых юбках», «…а
в ней, за золотым столиком - золотой Кавалер в
кафтане, с золотым бутербродом в руке. А рядом золотая Дама с кубком…», «…улыбка Джоконды на золотом лице Маргариты…»-золотой цвет, который присутствует в этих фразах, придаёт рассказу особое, волшебное настроение
Слайд 29
Что же получается?
Используя в рассказе «На золотом крыльце
сидели» золотой цвет, Т.Н. Толстая хотела передать читателю радость,
добиться того, чтобы люди представили себе образ, который она хотела донести до них, более ярко и точно.
Слайд 30
Содержание золотого цвета в сказке А.С. Пушкина «Золотой
петушок» и рассказе Т.Н. Толстой «На золотом крыльце сидели»
Слайд 31
Вывод:
Согласно гипотезе В. Я. Проппа, золотая окраска есть
печать иного царства, он доказывал это на материале волшебных
сказок. Таким образом, сказочные диковинки — золотые дворцы, пояса, короны, туфли — и желание обладать ими объясняются стремлением к обладанию атрибутами-посредниками между людьми и священным миром, что обеспечивает долголетие, бессмертие и т. д. (золотые яблоки, золотая рыбка и проч.). Это передаёт читателю волшебное настроение, которым пропитаны произведения. Подробное изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.