Слайд 2
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И
философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и
сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,-
Не собой блистал я – богом,
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если на победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
«Признание»
Слайд 3
Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля
1743 в деревне Кармачи Казанской губернии.
В 1759-1762 гг. учился
в Казанской гимназии.
В 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако, солдатом, в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II.
Слайд 4
В 1773-1774, уже офицером, Державин принимал активное участие
в подавлении восстания Пугачева.
В 1778 он пылко влюбился
с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования.
Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество.
После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).
Слайд 5
Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел
в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”,
чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.
Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. Впоследствии, в 1794 г., Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 - министром юстиции. С 1803 находился в отставке.
Слайд 6
Ода «Властителям и судиям»
Ода «Властителям и судиям» написана
по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом и сравните
его с одой Г.Р.Державина.
Псалом 81
Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд.
Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость.
Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы.
Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».
Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».
Слайд 7
«Властителям и судиям»
- Что, по мнению Державина, должны
исполнять “властители и судьи”?
- Чем же заняты эти люди
на самом деле?
- Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?
- К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему?
- Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение?
Слайд 8
К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить
землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно
извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».
Слайд 9
Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина
"Поэзия не
родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически; Державин
был первым живым глаголом юной поэзии русской"; "С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. <...> Державин <...> чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства" – говорил о Державине Белинский, определяя его место в российской литературе.
На основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов лирика обрела свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самоцельной.
Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы - так сказать, тело, а Державин вдохнул в нее живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.
Слайд 10
Тематика поэзии Державина
Державин сделал поистине великое художественное открытие:
свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни,
и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.
Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию.
“Заздравный орел”
“Ключ”
“Русские девушки”
Слайд 11
Новаторство в поэзии Державина
Все вышесказанное о поэзии Державина
делает её неповторимой, уникальной.
Мы можем смело говорить о том,
что поэт привнес в поэзию много нового.
Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.
Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.
Прекрасное сумел увидеть в обыденном.
Слайд 12
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Слайд 13
“Державин был очень стар. Он был в мундире
и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил...
Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...”
Слайд 14
Пора подведения итогов поэтической жизни ознаменована вольным переводом
оды Горация "Exegi monumentum..." под заглавием "Памятник" (1795), где
наряду с переводом Горация ("Так! - весь я не умру, но часть меня большая, // От тлена убежав, по смерти станет жить"), Державин вводит в свой текст конкретную поэтическую самооценку: как таковой, этот мотив тоже является горацианским, но его реалии - это поэтическая биография Державина:
Что первый я дерзнул в забавном русском слове
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Стихотворение «Памятник»
Слайд 15
Без того, что Державин достиг в своем творчестве,
намного превысив поэтические достижения своих предшественников и современников, русская
поэзия не поднялась бы до важнейшего открытия лирики русской романтической школы. Автопсихологизм Жуковского, Батюшкова, Баратынского - это следующий шаг поэзии вслед за автобиографизмом Державина. Органическое же слияние автобиографизма и автопсихологизма осуществилось в лирике Пушкина. Так определяется место Державина в истории русской поэзии: он - связующее звено национальной поэтической традиции, переходная фигура на пути от рациональной лирики к поэзии "чувства и сердечного воображения".