Слайд 2
Все сердце мое с кровью положится в этот
роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту
грусти, лежа на нарах на нарах…
Ф.М. Достоевский
Слайд 3
Сюжет
«Это психологический отчёт одного преступления»
Ф. М.Достоевский
Преступление и
его причины
Действия
преступления
на душу преступника
Слайд 4
Особенности композиции
Преступление
Часть 1 – рассказ о замысле
и
совершении преступления
Наказание
Пять частей – рассказ
о влиянии
преступления
на душу
Раскольникова и пути
героя к постепенному
раскаянию
Слайд 5
Социально-бытовой
Жанр - роман
детективный
любовный
психологический
философский
религиозный
Слайд 6
Символика имён
Раскольников –
раздвоение
Софья –
смиренномудрие
Елизавета –
почитающая Бога
Слайд 8
О Петербург, проклятый Петербург
Здесь, право, нельзя
иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
Слайд 9
Санкт – латинское «святой»,
Петер – греческое «камень,
скала»,
«бург» – немецкое «замок, крепость»;
Петербург Достоевского
Слайд 10
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
ПЕЙЗАЖИ
СЦЕНЫ
УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
ИНТЕРЬЕРЫ
ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
« На улице жара стояла страшная, к тому же
духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
Слайд 12
В Столярном переулке находится 16 домов (по 8
с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается
18 питейных заведений...
Слайд 13
Выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг
увидел вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Слева,
параллельно глухой стене шел деревянный забор. Далее, в углублении двора выглядывал угол низкого, закопченного сарая.
Слайд 15
Комнаты героев
Жилища героев Достоевского не имеют
самостоятельного существования –
они
лишь одна из функций сознания героев.
Каморка Раскольникова;
Квартира старухи –
процентщицы;
Проходная комната Мармеладовых;
Комната Сони.
Слайд 16
«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного
дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
Слайд 17
Комната Сони
«Сонина комната походила
как будто на сарай,
имела
вид неправильного четы-
рехугольника, и это прида-
вало
ей что-то уродливое.
Стена с тремя окнами пере-
резывала комнату как-то
вкось, отчего один угол,
ужасно острый, убегал ку-
да-то вглубь…»
Слайд 18
Желтый цвет
«Небольшая комната… с желтыми обоями..
Мебель, вся очень
старая и из желтого дерева…
Да двух-трех грошовых картинок в
желтых рамках..»
Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-жел-
тый цвет вызывает чувство внутреннего угнете-
ния, психической неустойчивости, общей подавлен-
ности.
Слайд 19
Символика романа
Лестницы,
пороги.
Практически на пороге живет семья Мармеладовых,
на пороге в коридоре происходит сцена полупризна-
ния Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю
комнату, беседуют Раскольников и Соня…
Лестница – символ восхождения и нисхождения по
пути добра и зла.
Порог – некая точка, где совершается перелом судь-
бы, где принимаются решения, преступают запре-
ты, обновляются или гибнут
Слайд 20
Этот дом стоял весь в мелких квартирах и
заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством.
Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».
Слайд 21
Петербург – город контрастов.
Пышность и серость, богатство
и бедность.
Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
Город замкнут, чудовищно болен болен,
больны его обитатели.
Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
Слайд 22
«Петербург – это город, в котором невозможно быть»
Пейзаж.
«Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского
дня.
Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно.
Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, проходная комната
Р
Слайд 23
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный
городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что
большой город - дьявольское
создание цивилизации – имеет
на душу человека особое влияние.
Город в романе – ошибка
природы, заблуждение,
случайность
Слайд 24
Безумный город
Безумные идеи
Безумные люди
Теория Раскольникова
Вот и лестница Раскольникова,
его путь от «себя» и « к себе»!
Слайд 25
Родион Романович Раскольников
Родион был замечательно хорош собою, с
прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и
строен, но настолько плохо одет, что в таких лохмотьях иному человеку стыдно было бы выйти на улицу. Нищенствующий бывший студент.
Слайд 26
Теория Раскольникова
В теории Раскольникова существует два типа людей:
«наполеоны» и «твари дрожащие». Он решается проверить, к какому
типу относится.
Родион считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине.
Слайд 27
Теория Раскольникова
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
Живут в послушании
Переступают закон
во
имя лучшего
«Тварь ли я дрожащая
или право имею»
Можно ли,
преступив закон нравственно, прийти к счастью?
Слайд 28
Причины преступления
Социальные
Нравственный
Крайняя степень нищеты
Нервное перенапряжение
Всеобщая несправедливость жизни
Желание
проверить теорию на практике
Понять, к какой категории людей относится
сам герой
Боль за униженных и оскорблённых
Слайд 29
Преступление Раскольникова
Родион бессознательно выбирает в качестве жертвы самого
слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни
старухи-процентщицы. Убив ее, он тем самым переступает через себя, закон и веру.
Слайд 30
Совершив преступление, Раскольников убеждается,
что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а
сам уподобился "твари дрожащей".
Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам.
Слайд 31
“Двойники” Раскольникова
Пётр Петрович
Лужин
Аркадий Иванович
Свидригайлов
Сонечка
Мармеладова
Слайд 32
Немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и
брюзгливою физиономией. Жених Авдотьи Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный
делец. Желал сделать невесту своей рабой.
Пётр Петрович Лужин
Слайд 33
Теория Лужина
Теория целого кафтана заключается в том, что
любой человек
должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей,
жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные
средства.
«Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Слайд 34
Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит
человек без
кафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим,
и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целом
кафтане и выжить.
«...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...».
Слайд 35
Преступления Лужина
Лужин подавляет и
унижает людей.
«Наполеоны» на мучаются,
не раздумывают, а просто переступают через человека.
Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено.
Слайд 36
ВЕРА
ЛЮБОВЬ
СОВЕСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
ДЕНЬГИ
НАЖИВА
КАПИТАЛ
Слайд 37
Лет пятидесяти, росту повыше среднего,
с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько
сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”.
Слайд 38
Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша
любая цель, которую бы он перед собой ни поставил.
Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены.
Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки.
“единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”
Слайд 41
Мы одного поля ягоды
Старается добиться желаемого любой ценой
Свидригайлов
заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.
Слайд 42
На каторге, куда герой отправляется после
добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего
же я не смог покончить с собой, как он?
Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти..
Слайд 43
Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный
двойник Раскольникова.
О Соне герой
узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких.
Она «переступила» через себя для других.
Слайд 44
Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила
через себя. Она понимала, на что идет и что
общество не примет ее поступка.
Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей.
Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность.
Слайд 45
Раскольников чувствует, что либо сойдет с
ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит.
Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу.
И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.
Слайд 46
Соня верит в Господа, это придает
ей силы жить и надеяться.
Позже вера
спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.
Слайд 47
Притча о воскрешении Лазаря
«Иисус подошёл к пещере, в
которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но
Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …
Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»
Слайд 48
Они оба лишь внешне переходят границу,
но внутренне не могут ее переступить, и поэтому страдают.
Слайд 49
Можно сказать, что в чем-то
судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце
концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они придут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.
Слайд 50
Гениальность Достоевского неоспорима,
по силе изобразительности его талант равен, быть может, только
Шекспиру
М.Горький