Слайд 2
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Летопись. Так называлась погодная (по «летам»
– по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех
событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.
Слайд 3
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Хождение – жанр, в котором описывались
всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение
за три моря Афанасия Никитина).
Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Слайд 4
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Слайд 5
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
В те далёкие времена, когда
Русь испытывала постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть
больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. После смерти князя Святополка киевляне выбрали его своим князем.
Слайд 6
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
В годы его правления были написаны
справедливые законы, построены каменные крепости вокруг некоторых городов, заложены
новые города, в том числе Владимир. Но прежде всего Владимир Мономах снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников.
Слайд 7
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Во многом благодаря Владимиру Мономаху была
достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси
мирный договор.
Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.
Слайд 8
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Он проповедовал идею деятельной жизни, в
которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том,
что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.
Слайд 9
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ
И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Слайд 10
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ
И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ
Произведение имеет черты
исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных
сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.
Слайд 12
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Летописание началось на Руси
в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры
Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
Слайд 13
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
В начале 12 века монах
того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» –
одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.
Слайд 14
ПОХВАЛА КНИГАМ
Ярослав Мудрый –один из наиболее
выдающихся киевских правителей.
Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав
«Правду Ярослава».
При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.
Слайд 15
СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ
СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ
Не только князья,
но и простые люди описаны в летописи. Это простой
юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.
Слайд 16
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Ранее всех и более всех святых,
явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси
преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.
Троицко-Сергиевская Лавра
Слайд 17
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Кроме того, личность Сергия представляется исторически
важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые
из них были основаны при его жизни, а ещё более возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.
Слайд 18
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА,
ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ
«Житие протопопа Аввакума»
– полемическое произведение,
в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора.
Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг.
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Сожжение протопопа Аввакума