Слайд 2
Дуэли.
«Дуэль - происходящий по определенным правилам парный бой,
имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна,
нанесенного оскорблением».
Слайд 3
Правила в дуэлях
Противники ставятся на расстоянии 20 шагов
друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние
между которыми равняется 10 шагам.
Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение
Слайд 4
Неписаный порядок проведения дуэли
Неписаный порядок проведения дуэли был
следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты
и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.
Слайд 5
Поединок дуэли в «Капитанской дочке» А.С
В «Капитанской дочке»
дуэль изображен сугубо иронически. Хотя Гринёв дерётся за честь
дамы, а Швабрин в самом деле заслуживает наказания. И эта сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшие выглядят как пародия на дуэль.
Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. Для него он бессмыслен и неправеден, потому что дерутся свои. Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринёв, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.
Слайд 6
Дуэль в произведении А.С Пушкина, «Выстрел»
На дворе уже
был 19 век, и правила дуэлей прочно вошли в
сознания дворян. По этому когда Сильвио отклонился от дуэли с поручиком, который будучи пьяным , оскорбил хозяина дома, многие офицеры сочли это за трусость. Да это время было когда человек мог отклонить дуэль по каким либо своим причинам. Сильвио отложил дуэль из-за того, что его противник не дорожил своей жизнью, а ожидая выстрела преспокойно ел черешни. Сильвио жил шесть лет в ожидании мести, а когда наступил
час расплаты, оказался морально выше, чем его обидчик. В этот раз не было
никаких секундантов, но и честь и самолюбие офицера были удовлетворены. Сильвио выстрелил в картину, чтобы оставить о себе память, как постоянное предупреждение том, что ничто в этом мире не остается безнаказанным.
Слайд 7
«Евгений Онегин» А.С Пушкин.
А в романе «Евгений Онегин»
дуэль закончилась трагично. Онегин принял вызов — он немог
рисковать своей честью — ведь секундант Ленского Зарецкий был
известный болтун и сплетник. Он мог ославить отказавшегося от поединка
трусом, чего не мог допустить щепетильный в понятиях чести Онегин. Но
ведь и повод к дуэли дал сам Онегин. Вид страдающей Татьяны вызвал в нем
досаду на Ленского за то, что тот позвал его на Ольгины именины. Онегин стал оказывать знаки внимания Ольге: приглашал ее на танцы, что-то шептал ей на ухо и так далее. Но ведь Ольга ему никогда и не нравилась ион понимал, что ранит сердце влюбленного, чистого душой Ленского. Я считаю его поступок подлым. Если бы Онегин был настоящим мужчиной, честным, смелым, а нетщеславным, он обязательно извинился бы перед Ленским. И хотя потом Евгений мучился угрызеньями совести, эту дуэль я и автор считаем хладнокровным убийством, потому что никакое раскаяние не воскресит человека.
Слайд 8
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Произведение «Отцы и дети»
было создано Тургеневым почти в конце XIX века, когда
понятие о дуэли уже не были так в чести у молодого поколения. Тургенев описывает дуэль с некоторой долей иронии. Например, когда мужик, гнавший двух лошадей, проходил мимо места дуэли, Базаров подумал, что мужик встал рано по делу, не то, что господа. Павел Петрович сам заряжал пистолеты, а Базаров отмеривал шаги. Он вообще считал эту дуэль нелепостью. Ведь поводом послужил невинный поцелуй в
беседке, свидетелем которого оказался Кирсанов. А так как ему самому нравилась Фенечка, напоминавшая княгиню Р. в которую Павел Петрович был странно влюблен в молодости, он и вызвал Базарова на дуэль. Сам же Базаров вовремя этого поединка испытывал только досаду и хотел
прекратить его, считая поведение двух взрослых глупостью. Кирсанов стыдился своего поступка: «своей заносчивости, своей неудачи, стыдился