Слайд 2
Петербургские повести
рождают у читателя
неложное ощущение новых
открытий в самых простых вещах.
Почему?
Слайд 3
Живёшь в Петербурге – интересны попытки писателя раскрыть
дух города.
Слайд 4
Жизнь, описываемая в петербургских повестях, - жизнь обычных
«маленьких людей», и поэтому она узнаваема читателем.
Слайд 5
Петербургские повести издавались в период с 1835 по
1842 год и никогда не выделялись Гоголем в единый
цикл. Отчего же в сознании читателей прочно укрепилось понятие «петербургские повести»?
Слайд 6
Место действия Эпоха Единый принцип повествования на основе фантастики и
гротеска, которые определяют структуру образов и дают ключ к
пониманию замысла произведений Образ города, созданный писателем
Слайд 7
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ
за пределы вероятного, деформируя его.
Слайд 8
Роль гротеска - описательно-выявительная: «Здесь вы встретите бакенбарды
единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук,
бакенбарды бархатные, атласные, чёрные…» Главными чертами Невского проспекта становятся изображения отдельных деталей одежды людей, проходящих по «улице-красавице».
Слайд 9
Гоголь использует приём метонимии, или «опредмечивания», нагнетая атмосферу
и превращая описание Невского в собирательный гротескный образ.
Слайд 19
Таким образом, гротеск - образный стержень петербургских повестей.
Это способ художественного выражения искажённого, бездуховного существования Петербурга и
его обывателей – существования, которое провоцирует возмездие, равное по абсурдности и фантастичности самому бытию. Потому образ возмездия тоже гротескный.