Слайд 2
Александр
Александрович
Блок
Юрий
Павлович
Анненков
Поэма
«Двенадцать»
Слайд 3
«Иллюстрируя Блока», Анненков в значительной мере «иллюстрировал себя».
В два дня родилась поэма «Двенадцать». Поэт откликнулся на
современность и создал народное, философски осмысленное и мистическое произведение. Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов.
Первым иллюстратором поэмы, как известно, был Юрий Анненков .
Слайд 4
МУЗЫКА ГНЕВА
Анненков увидел нового поэта, услышал
новый голос,он искал в новой поэме ключевую фразу, сказанную
когда-то поэтом: «Музыка- есть сущность мира».
Слайд 5
Чёрный вечер.
Белый снег.
Живопись сменяется динамикой главного ощущения:
Поэту необходимо было передать музыку вихря, его ритм.
Чтобы усилить впечатление, Блок начинает,
как живописец:
Ветер,ветер!
На ногах не стоит человек
Слайд 6
Анненков вносит главный элемент в первые же иллюстрации
– движение, которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то
ли катастрофу, то ли переустройство.
Плакат охватывает и небо,
и горизонт. Вития с барыней
в каракуле оглядываются по
сторонам под еще горящими
фонарями,а двенадцать черных
силуэтиков, в которых и не
усмотришь непобедимой силы
разве что упорство,идут,
волоча на незримой привязи
старый мир в виде тощего пса.
Слайд 7
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар
в крови –
Господи, благослови!
Геометрические казусы придают пространству скачущий,
несколько
несуразный облик. Искажения, изломы, странные
конфигурации. Искажены и лица людей. Рушатся дома,
падают кресты с церквей.
Винтовки, штыки,
возбужденные лица людей,
пламя охватывает дома.
Слайд 8
Мадонна революции, уличная Незнакомка…
Лукавая Катерина –
«шрам не зажил
от
ножа», округлоли-
цая, в чернобурке,
на фоне кабака и
уютно
тикающих
ходиков.
Слайд 9
Чёрное, чёрное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Чёрная злоба,
святая злоба...
Товарищ! Гляди
В оба!
Драма завершается- прекрасная Незнакомка убита,
с
шеи падает на снег крест…
Слайд 10
“Улица ворвалась в мастерскую художника, и золотое время
одиноких странствий миновало”.
А. Блок
Картина погрома. Бутылки
коньяка. Разбивающиеся
вдрызг
окна, мечущиеся фигурки людей,
черные силуэты вооруженных
отрядов. Испуганно глядит из
окна обыватель.
Слайд 11
А. Блок
называл
иллюстрации
Ю. Анненкова к поэме
параллельным
графическим
текстом, рисованным близнецом.
Слайд 18
Биографическая справка.
Анненков Юрий Павлович [р. 11(23).7.1889, Петропавловск-Камчатский], русский
живописец и график. Учился в училище Штиглица в Петербурге
(1909—1911) и у Ф. Валлоттона в Париже (1911—12). Портретист, художник театра и кино, один из родоначальников советской книжной иллюстрации. Испытал влияние ряда направлений искусства 1-й четверти 20 в., в том числе кубизма. В работах А., особенно в графике, повышенная острота характеристики часто сочетается с приёмами гротеска. С 1924 живёт за границей (Германия, Франция).
Слайд 19
Биографическая справка.
Сергей Юткевич.
Сергей Иосифович Юткевич, российский режиссер и
теоретик кино, художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения.
Герой Социалистического Труда (1974). Фильмы: "Человек с ружьем" (1938), "Рассказы о Ленине" (1958), "Ленин в Польше" (1966, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), "Ленин в Париже" (1981), а также "Кружева" (1928), "Встречный" (1932, с Ф. М. Эрмлером), "Отелло" (1956, приз Международного кинофестиваля в Канне), "Сюжет для небольшого рассказа" (1969, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Венеции) и др. Профессор ВГИКа (с 1940). Теоретические работы по кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1967, 1983).
Слайд 20
ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна
(1881, с. Нагаево, Тульская губ.
- 1962, Париж )
Биографическая справка.
Слайд 21
ЗАМИРАЙЛО Виктор Дмитриевич
1868, Черкассы, Киевская губ. -
1939, Петергоф, Ленинградская обл. )
Биографическая справка.