Слайд 2
Тема урока:
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических
мира (Лермонтов и Пушкин).
Цели
данного урока. Цель учителя:
Образовательная:
раскрыть особенности развития истории и литературы России в период с 1828 по 1841 гг.;
повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
показать сходство и различие двух поэтических миров (Лермонтова и Пушкина).
Развивающая: развивать самостоятельность обучающихся в мышлении и учебной деятельности, монологическую речь.
Воспитательная:
воспитывать умение ощущать собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела;
воспитывать интерес к творчеству русского поэта; к русской литературе.
Цель обучающихся:
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные ими в предыдущие годы обучения.
Уметь:
выразительно читать поэтический текст;
работать самостоятельно с учебником, с дополнительными источниками, справочным материалом;
монологически высказываться , выступать перед аудиторией.
Слайд 3
Оборудование урока:
презентация «М.Ю.Лермонтов»
портрет М.Ю.Лермонтова работы П.Е.Заболотского
Эпиграфы к уроку:
«Он подражал в стихах Пушкину
и Байрону и вдруг написал нечто такое,
где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать
ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что
у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея
заклинателя…»
«Лермонтов – поэт совсем другой эпохи» (В.Г.Белинский)
Запись на доске:
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошёл.
Я. Смеляков
Слайд 4
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово
учителя.
- Только что мы закрыли страницы пушкинских произведений. А сегодня мы вновь обращаемся к Пушкину, начиная разговор о другом поэте.
Как только стихи его стали известны читающей публике, о нем заговорили громко: все были готовы принять его вторым Пушкиным. Даже великий критик В.Г.Белинский заявил, что стихи его не хуже пушкинских, что они обладают «истинно пушкинской точностью описания».
Конечно, это была правда. Но поэт не хотел быть «вторым Пушкиным». Он желал лишь одного: пусть его полюбят самого.
Имя этого поэта вам известно – Михаил Юрьевич Лермонтов (называю тему урока и обращаю внимание обучающихся на портрет М.Ю.Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1803-1866гг.), русского живописца, учителя рисования Лермонтова, точно изобразившего особенность внешности поэта: большие карие глаза, передающие сосредоточенность, напряжение мысли).
III. Актуализация субъектного опыта. Целеполагание. Мотивация.
(Обращение к эпиграфам урока. Постановка проблемного вопроса.)
- «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи». Он другой? А какой? Попытаемся
сегодня на уроке это выяснить.
Слайд 5
IV. Переход к изучению нового материала.
(Выразительное чтение
наизусть стихотворения (ассистент).
Лермонтову
Твоя судьба – трагический финал,
Вновь зависть черная своей достигла цели:
Дантес у русских Пушкина отнял,
А следом Лермонтов застрелен на дуэли.
Да, видно так судьбой предрешено,
Нам новых не узнать стихотворений.
Россия! Как тебе не повезло –
Вновь гибнет на дуэли русский гений.
Мартынов зло наводит пистолет,
А ты стоял, направив дуло в небо…
Ах, Боже, Лермонтов, тебе так мало лет,
Но твой соперник милосерден не был.
Твоя судьба - трагический финал,
Тот выстрел память до сих пор тревожит,
Ведь сколько ты еще не написал
Того, что написать никто не сможет.
(Н.А.Гвоздева)
Слайд 6
V. Изучение нового материала. Работа по презентации «М.Ю.Лермонтов».
1.Лекция учителя.
Слайды 1-2. Время Лермонтова.
- Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.
Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
Слайд 7
В зрелой лирике Лермонтова
звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода
(Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, в поэзии Лермонтова можно выделить следующие темы и мотивы (запись в тетрадь):
1) жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
2) разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
3) любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
4) критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
5) трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк").
Слайд 8
2. Сообщения ассистентов.
Слайд 3.
М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец –
Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна – представительница старинного и богатого рода Столыпиных.
Слайды 4-5-6.
Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры.
В 1817 году мать Лермонтова умерла. Юрий Петрович уехал в своё тульское
имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления
Слайд 9
Слайд 7.
в Московский
университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября
1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Слайд 8.
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург,
Слайд 9.
где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд 10.
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
Слайд 11.
Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет...«
и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."
Слайд 10
Слайд 12. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина,
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», мгновенно облетевшее весь
Петербург.
Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где он пробыл чуть больше года.
Слайд 13. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
Слайды 13 – 14. В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.
Слайд 15. 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.
Слайд 16. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Слайд 11
Слайд 17.
Сражаясь в
Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за
что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.
Слайд 18.
В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом.
Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Слайд 19.
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение
необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.
Слайд 20.
"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.
Слайд 12
Слайд 21. 1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна
Арсеньева обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело
внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.
Слайд 22. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого.
3. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). Слайд 23. 1)Продолжение лекции. Учитель. «Никогда ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал бы на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова – трибуна неразделимы» (И.Л. Андронников. Лермонтов. Исследования и находки. 1977).
Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина. По словам Д.А.Столыпина и А.В.Васильева, Пушкин «не был лично знаком с Лермонтовым, но знал о нем и восхищался его стихами. - «Далеко мальчик пойдет», - говорил он». Пушкин мог читать поэму Лермонтова «Хаджи Абрек», напечатанную в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Номер журнала сохранился в библиотеке поэта. Лермонтова видели в дни всенародного траура на Мойке, около квартиры Пушкина.
Слайд 13
Немеркнущим кумиром
Лермонтова был Пушкин – слава и гордость России. Многие
поэты посвятили свои стихи Пушкину. Но немногим удалось так нарисовать его величественный образ, как это сделал шестнадцатилетний Лермонтов в стихотворении «О, полно извинять разврат…» (1831).
Подмечено самое характерное в поэзии Пушкина: «пел о вольности», защищал права личности, проповедовал гуманизм в период николаевского террора. Эта же мысль развита Лермонтовым в стихотворении «Смерть Поэта». Палачи Пушкина «злобно гнали его свободный, смелый дар». Ещё при жизни Пушкина Лермонтов считал себя наследником его вольнолюбивой поэзии: «… в этом есть краю Один, кто понял песнь твою». Простим поэту юношескую самонадеянность и согласимся с тем, что в то время немногие так глубоко понимали все огромное значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры, для развития прогрессивной мысли, как понимал Лермонтов. Поэтому в стихотворении «Смерть Поэта» он пишет, что Дантес «не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..». Не на кого убийца поднимал руку, а именно на что. Пушкин – слава России, её национальная гордость.
Лермонтов – наследник и продолжатель вольнолюбивой поэзии декабристов. В юношеской поэзии «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных декабристах, не перестававших «… помышлять в изгнанье дальнем и глухом, как вольность пробудить опять…»
Слайд 14
2) Работа с учебником (под редакцией Г.И.Беленького, 2008г.)
Выразительное чтение (ассистенты). Сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина
(по вопросам учебника на стр. 195), результаты которого могут быть оформлены в таблице.
Поднимать руку на Пушкина – значит попирать достоинство целой нации. Как же нужно было любить поэта, а в его лице и родину, чтобы так смело и резко выступить против палачей «Свободы, Гения и Славы»!
Анализ высказывания Г.П.Макогоненко (вопрос 4). Как объясняет
литературовед пушкинское начало в лермонтовском «Пророке»?
Слайд 15
VI. Заключительное слово учителя.
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей
собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
Он,
этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошёл.
Я. Смеляков
В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв.
Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой
талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона.
После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.
VII. Первичное закрепление знаний. Проблемный вопрос, поставленный в начале урока: «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи». Он другой? А какой? Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос? (Монологические ответы обучающихся).
VIII. Домашнее задание.
1) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;
2) Индивидуальные задания:
подготовить выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова
(по записям в тетради №1,2), поставить логическое ударение; наметить паузы (напряжения, намека, умолчания, межстиховые паузы);
определить размер, обратить внимание на композицию стихотворения;