Слайд 3
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года
в селе Толмачёво под Курском, на высоком берегу Сейма,
- в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», Тургеневым и Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным…
Слайд 4
Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых
пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда,
походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным.
детство
Слайд 5
Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы
и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия
лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».
Слайд 6
«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, -
побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый
мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».
Слайд 7
Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей,
охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил
в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.
Слайд 8
Становление
Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле,
будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй
мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.
Слайд 9
На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля
1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с
другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».
Слайд 10
Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием
по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней
школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.
Слайд 11
Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан,
работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал
печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.
Слайд 12
В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе
свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел
первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.
Слайд 13
Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович
Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР
(1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
Слайд 14
В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница,
1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все
1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это — не-е!…" — И уплывают пароходы, и остаются берега).
Слайд 15
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает
творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом
за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.
Слайд 16
Посвященное этой теме вершинное произведение Носова — повесть Усвятские
шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской
идиллии — нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
Слайд 17
«Но только ли на людях — на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами,
на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо
военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»
Слайд 18
Грустная тональность произведений Носова конца 1980 — 1990-х годов
(фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода,
Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.
Слайд 19
Рассказы о природе
Природа в произведениях Носова живая, с
душой и сердцем, как и человек: «всякая тварь к
душевности понятие имеет, что рыба, что птица, что зверь какой».
Слайд 21
Ратный труд Евгения Ивановича Носова отмечен орденами Отечественной
войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За
победу над Германией».
Звания и награды
Слайд 22
Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом
Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды).
В марте 1990
года было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
- Лауреат Государственной Премии.
- Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).
- Почётный гражданин города Курска.