Слайд 2
Жанр произведения
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое
произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно
переходит от повествования к лирическим отступлениям.
ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».
Слайд 3
Сюжетные линии романа
1 сюжетная линия
Онегин – Татьяна:
Знакомство – вечер у Лариных
(Пора пришла – она влюбилась)
Разговор с няней – письмо Онегину
Через два дня объяснение в саду
Сон Татьяны. Именины
Татьяна приходит в дом Онегина
Отъезд в Москву
Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)
Письмо к Татьяне. Объяснение
2 сюжетная линия
Онегин – Ленский:
Знакомство в деревне
Разговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт)
Именины Татьяны
Дуэль
Слайд 4
Композиция
Глава 1 – развернутая экспозиция
Глава 2 –
завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3
– завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)
Глава 8 – развязка I сюжетной линии
Слайд 5
Открытость романа – важная композиционная особенность
Необычность
развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден…
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел
Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.
Слайд 6
Основной принцип романа – симметрия и
параллелизм.
Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации
в 3 и 8 главах:
встреча – письмо – объяснение
Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.
Принцип организации романа
Слайд 7
Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина
Онегин
- Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать
Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство!
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я…
Татьяна
Я вас люблю (к чему лукавить?)…
Параллелизм романа
Слайд 8
2. Два письма, композиция которых параллельна
Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения
3.
Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах)
4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)
Слайд 9
Антитеза частей романа
Глава 1 - Петербург
– жизнь Онегина
Глава 2 - Деревня
– жизнь Татьяны
Слайд 10
Основная композиционная единица романа - глава
Каждая
новая глава – новый этап в развитии сюжета.
Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.
Слайд 11
Композиционная роль лирических отступлений
Лирические отступления
связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых , неподкупных,
Непостижимых для ума…
2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).
Слайд 12
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу.
Начало
8 главы:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
Конец 1 главы:
Иди же к невским берегам
Новорожденное творенье.
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки шум и брань.
Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал…
Слайд 13
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.
Перед объяснением
с Онегиным;
Перед сном Татьяны;
Перед дуэлью.
Часто содержат обращения к читателю,
что позволяет сочетать лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Слайд 14
Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе.
Характеризует духовный
мир героев.
Часто сопутствует образу Татьяны.
Слайд 15
Роль вставных элементов
Письма написаны не онегинской строфой, что
подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг
с другом.
Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
- песня девушек – перед объяснением с Онегиным;
- сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.
Слайд 16
Композиционная роль внутреннего времени романа
Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени,
хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.
Слайд 17
Композиционная роль предметно-бытовой детали
Новые вещи знаменуют новый этап
в жизни героя и, соответственно, в организации романа
Слайд 18
Авторское отношение к композиции
Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится
к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.