Слайд 2
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА
Кто является героями романа «Преступление
и наказание»?
Каким и как показан Петербург, символизирующий
мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных писателей?
Слайд 3
Ф. М. Достоевский
В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского
гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
Ч. Айтматов
Слайд 4
Узнайте автора и произведение
…По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов
и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаня́м
стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
А.С. Пушкин «Медный всадник»
Слайд 5
Вспомним…
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город —
источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти,
приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.
Слайд 6
Узнайте автора и произведение
Нет ничего лучше Невского проспекта,
по крайней мере в Петербурге; для него он составляет
все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы!.. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. … Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!..
О, не верьте этому Невскому проспекту! … Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! …все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…
Н.В. Гоголь «Невский проспект»
Слайд 7
Вспомним…
Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились
воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет
во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».
Слайд 8
Узнайте автора и произведение
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел
я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из
ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Н.А. Некрасов
Слайд 9
Вспомним…
Некрасовский Петербург – это принципиально новое явление в
русской литературе. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира,
Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Он писал о Петербурге так, как до него было не принято, и подмечал стороны жизни, до него почти не привлекавшие внимания. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где “каждый дом золотухой страдает”, где “штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ”, где мерзнут дети на “ложе своем”. На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит такие картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает “сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются”
Слайд 10
Как изображает Достоевский столицу Российской империи?
Слайд 11
Исследовательская
работа в группах
Слайд 12
Пейзажи в романе
Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 1, 2,
6.
Ч. 5, гл. 5.
Ч. 6, гл. 5-6
М. Шемякин. Петербургская
улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт
Слайд 13
Сцены уличной жизни
Ч. 1, гл 1.
Ч.2,гл. 2, 6.
Ч.
5, гл. 5.
М. Шемякин. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание». 1964. Бумага, карандаш
Слайд 14
Описание интерьеров
Ч. 1, гл 3, 2. .
Ч.2,гл. 7.
Ч.
4, гл. 4.
Ч. 6, гл. 3.
М. Шемякин. Эскиз к
балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель
Слайд 15
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
— Кто является героями романа «Преступление и
наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное
бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)
— Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?
Слайд 16
Вывод
С первых страниц романа мы попадаем в мир
неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды,
распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Слайд 17
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
У Достоевского Петербург — это город контрастов:
город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это
город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.
Слайд 18
РЕФЛЕКСИЯ
ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ:
«Петербург Достоевского – это…»