Слайд 2
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии.
Слайд 3
Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из
казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков.
Слайд 4
В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии,
в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с
матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
Слайд 5
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г.
в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний.
Слайд 6
После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу,
чтобы "делать социалистическое искусство".
В 1911 г. Маяковский поступает
в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.
Слайд 7
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт
в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его
стихотворения "Ночь" и "Утро".
Слайд 8
В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к
русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого
и проч. и проч. с Парохода современности.
Слайд 9
Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда
вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений),
написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский"
и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России.
.
Слайд 10
В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в
Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые
прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)".
В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА").
В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919".
Слайд 11
Футуризм – одно из течений модернизма, зародившееся в
1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и
России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство.
В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.
Слайд 12
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца
дней поэта имел романтический характер.
Маяковский и в советское
время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях
Слайд 13
Первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915)
и "Флейта-позвоночник" (1915),
вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915—
1916) и "Человек" (1916—1917),
третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920),
четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.).
Слайд 14
Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая
включает в себя свойства разных драматургических жанров:
трагедии,
мистерии,
эпико-героической драмы,
комедии,
феерии, подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества.
Слайд 15
В поэме "Человек" показан крах всех усилий и
устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов.
Этот
крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.
Слайд 16
В пьесе "Мистерия-буфф" и
поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа
на место Бога и Христа.
Слайд 17
В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу
лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет
жизни.
В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" воплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос.
Слайд 18
В поэме "Хорошо!," сатирической дилогии "Клоп" и
"Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская
Россия.
Слайд 19
После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо",
но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня",
в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет.
Слайд 20
В поэме "Во весь голос" Маяковский видит реализацию
идеала Человека в неопределенно "коммунистическом далеко".
Слайд 21
СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ
Вы ушли,
как говорится,
в мир
иной.
Пустота...
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет,
Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом -
не смешок.
“Сережа, почему ты не можешь говорить нормальным русским языком!” - возмущался Маяковский. –
“Выучить русский не сложно. Запомни простые слова – Совнарком, революция, НЭП, индустриализация, кооперация, контрреволюционные элементы... “
Измученный Маяковский становился особенно бдительным и подозревал, что Есенин – никакой не блондин, а перекрасившаяся гидра контрреволюции. Как истинный брюнет, Маяковский судил о людях по себе – верил в человеческий разум и не понимал рамки людской глупости.
Есенин на время поселился в Баку и написал целый цикл стихов, полный нерусских слов – Шаганэ, Шираз, Саади и даже Хороссан. Великие поэты рассорились.
Слайд 22
В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП
(Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден
его друзьями.
Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт").
Слайд 23
Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу,
где у него должна была состояться встреча с женщиной
(стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь.
Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".
Слайд 24
В поэтическом даре Маяковского всегда была очень сильна
лирическая струя. В самые ранние годы появляются стихи, обращенные
к той, что на всю жизнь станет Музой поэта, — Лиле Брик.
В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви, В. Маяковский посвящает ей поэму «Люблю».
Слайд 25
Искусствовед Н. Пунин записал в дневнике:
«Зрачки ее
переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее
торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками...»
Слайд 27
В отличие от поэта Лиля головы от любви
не теряла. Например, она не поленилась переписать от руки
"Флейту-позвоночник",
разумеется со словами "Посвящается Лиле Брик", и заставила Маяковского сделать обложку и рисунки.
Слайд 28
Любовь Маяковского к Лиле Юрьевне Брик безмерна. Она
была женщиной его жизни. Он полюбил ее искренно, безоговорочно,
хотя и понимал, что ее любовь к нему носила совершенно другой характер.
Слайд 29
Предсмертное письмо Маяковского (почему-то написанное за два дня
до смерти!): «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля
Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». Верная себе Лиля тут же позвонила Полонской и попросила не приходить на похороны, чтобы «не отравлять своим присутствием последние минуты прощания с Володей его родным». Актриса не пришла – в это время ее как раз вызвали к следователю...
Последняя открытка от Лили Маяковскому была отправлена из Амстердама 14 апреля того же года, в день убийства поэта. Позднее она писала: «Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время».
Из воспоминаний В.В.Полонской:
"... Вл.Вл.бысто заходил по комнате. Почти бегал. Требовал что я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. он говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Больше того, он сам зайдет в театр и скажет, что я никогда не приду.
... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и, поэтому, не могу поступить с ним так.
И театр я никогда не смогу бросить... Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, сказу все... и вечером перееду к нему совсем." Но Владимир Владимирович был не соласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо."
Полонская ушла. Маяковский отказался ее проводить, только дал двадцать рублей на такси.
Но едва она притворила дверь, как раздался вычтрел. Какое-то время (ей показалось, что целую вечность), она боялась войти в квартиру...
Она застала его еще живым, он еще пытался поднять голову, но глаза уже были безжизненны. Человек, добровольно уходящий из жизни, уносит с собой тайну ухода. Никакие объяснения (в том числе и его собственные), не в силах проникнуть в эту тайну.
Что явилось истинной причиной самоубийства? На этот вопрос на может быть, на мой взгляд, однозначного ответа. Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находивший завершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков...
Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими:
"Последним будет твое имя, запекшиееся на выдранной ядром губе."
Слайд 31
Имя Вероники Полонской, упомянутое в предсмертном письме, забудется
как случайное, а в истории рядом с именем великого
поэта останется только она, Лиля Брик, его вечная любовь.
...23 июля 1930 года вышло правительственное постановление о наследниках Маяковского. Ими были признаны Лиля Брик, мать и две его сестры. Каждой из них полагалась пенсия в 300 рублей, по тем временам немалая. Лиля также получила и половину авторских прав, другую половину поделили родные Маяковского. Признав за Лилей Брик все эти права, власти, по сути, признали факт ее двоемужия...