Слайд 2
Международный юбилейный симпозиум «Достоевский в современном мире.
1821-2001»
В симпозиуме приняли участие литературоведы и
писатели из 20 стран мира.
2006 год объявлен ЮНЕСКО годом
Ф.М. Достоевского.
Слайд 3
«Величайший из великих» ─ так оценивает Достоевского мировая
критика.
Почему интерес к творчеству Достоевского не угасает?
Слайд 4
Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть
себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все
противоречия его духа, все бездонные его глубины…
Н. А. Бердяев
Слайд 5
Общественно - политическая атмосфера России 60-х годов
Спор шёл
о путях и средствах исторического движения России в будущее.
Центральные
проблемы времени:
каков путь гармонизации общества;
какова судьба народа;
кто герой времени.
В борьбу вступают консерваторы, либералы (западники, славянофилы, почвенники) и революционеры-демократы.
Слайд 6
«В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея и,
непременно, указующий перст, страстно поднятый» (Достоевский)
На какую идею, ведущую к гармонии, указывает перст Достоевского:
на революцию,
на Бога,
на человека,
на государство?
Слайд 9
Правый флигель Мариинской больницы для бедных, где родился
Ф. М. Достоевский
Первый период жизни и творчества
Слайд 10
Родители Достоевского
Михаил Андреевич
Мария Фёдоровна
Слайд 11
1837 год
Умирает мать, Мария Фёдоровна
Погибает Александр Сергеевич
Пушкин
Слайд 12
1838-1843 годы учился в петербургском Военно-инженерном училище. По
окончании его поступил в чертёжную инженерного департамента. В 1844
году выходит в отставку.
Слайд 13
Человек есть тайна, её надо
разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф. М. Достоевский
Слайд 14
Первый успех
Новый Гоголь явился.
Н.А.
Некрасов
Слайд 15
Да вы понимаете ли сами-то, что это вы
такое написали?
В.Г. Белинский − Ф.М. Достоевскому,
1845 г.
…это первая
попытка у нас социального романа…
В.Г. Белинский − П.В. Анненкову, 1845 г.
Надулись же мы, друг мой, с Достоевским гением.
В.Г. Белинский − П.В. Анненкову,
1848 г.
?
Слайд 19
«Всё ли в человеке зависит от социальной
среды, от жизненных обстоятельств? Изменится ли человек с изменением
общества?» − эти вопросы волнуют Достоевского.
«Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находится в заведывании врачей, а не поэтов» − так оценил произведение В. Г. Белинский.
Слайд 20
1847 г. - становится участником революционного кружка М.В.
Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма.
1849 г. - вместе с
другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни.
Слайд 21
Чем значителен первый этап жизни и творчества писателя?
Начинает
литературную деятельность как писатель-гуманист, писатель-психолог.
Отрицает существующее общество, но не
знает путей его изменения.
Понимает, что много «болезней» в душе самого человека.
Человек − загадка для себя и окружающих.
Слайд 22
Второй период жизни и творчества
22 декабря 1949 года
на Семеновском плацу должна была состояться казнь.
Но расстрел
был заменён на каторгу и ссылку.
…Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть − вот в чём жизнь…
Ф. М. Достоевский
Слайд 23
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути
к месту каторги писатель встретился с жёнами сосланных декабристов:
Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.
Слайд 24
И в каторге между разбойниками я, в четыре
года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие,
сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно... Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно...
Ф. М. Достоевский. Из письма к брату, 1854 г.
Слайд 25
В 1854 г. заканчивается Омская каторга. Направлен рядовым
в Семипалатинск, позже получает офицерский чин.
В 1859 г.
окончательно освобождён и возвращается в Петербург.
Слайд 26
Концепция человека
Человек — существо иррациональное. Он сложен и
противоречив: «ангел» и «дьявол» одновременно.
Человеку свойственна антиномичность сознания, происходит
борьба сознаний. Поэтому рядом с героем есть его двойник, карикатура, чёрт. Герой беседует с ним, спорит.
В человеке заложена потребность в произволе, в безмерной свободе.
Своих героев Достоевский проверяет злом.
Антиномичность сознания − противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, убедительно доказуемыми логическим путём.
Слайд 27
Новый «символ веры»
Художник И. Крамской.
Христос
в пустыне, 1872.
Этот символ веры очень прост − верить,
что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа.
Ф. М. Достоевский
Слайд 28
Человек идет по пути рассудочного постижения жизни. Но
есть второй путь − путь веры.
Христос дал человеку свободу
выбора.
Христос мог возлюбить человека как самого себя. Человеку мешает эгоизм.
Смысл жизни − жертвовать своим «Я», освобождаться от эгоизма.
Освобождение от эгоизма − процесс мучительный.
Страдание приведёт к очищению, очищение – к воскрешению и красоте. Красота спасёт мир. Красота лика, духовного начала.
Слайд 29
«Почвенничество» Достоевского
Высокий христианский идеал уберегла культура русского народа.
Необходим нравственный союз потерявшего веру «образованного большинства» с верой
народа, с «народной почвой».
Слайд 30
Литературная деятельность
1859 − 1881
Слайд 31
Анна Григорьевна Сниткина
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ −
А. Г.
СНИТКИНОЙ
Ты мое будущее все − и надежда,
и вера, и счастие, и блаженство − всё.
9 декабря <18>66
И вот я убедился, Аня, что я не только люблю тебя, но и влюблен в тебя и что ты единая моя госпожа, и это после 12-ти лет!
4/16 августа <1879>
Слайд 32
«Пушкинская речь» Достоевского
Произнесена 8 июня 1880 года на
втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия
памятника Пушкину в Москве.
«Рукоплескания, крики … сливались воедино … Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; и какой-то молодой человек лишился чувств …» - так вспоминал о выступлении А.Ф. Кони.
Опекушин А. М.
Слайд 33
Стать «настоящим русским» − значит
«в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово
великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» (Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. Пушкин, 1880)
Единение всех людей на основе Христианства, по мнению писателя, приведет к мировой гармонии. И укажет этот путь русский народ.
Слайд 34
Но есть ли Бог?
Достоевский − человек, который
«весь борьба» (Л. Н. Толстой).
Я − дитя века, дитя
неверия и сомнения… Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить…
Ф. М. Достоевский
Рафаэль.
Сикстинская Мадонна,
1512—1513
Слайд 35
На какую идею, ведущую к мировой гармонии, указывает
перст Достоевского:
на революцию,
на Бога,
на человека,
на государство?