Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Фонвизин Денис Иванович

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792)Переводчик, сатирик и драматург.Происходил из дворянского рода. Предки по отцовской линии были обрусевшими немцами, которые честно служили России.Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию
Киреева Л.Н. МОУ СОШ №2 п.Новозавидовский Конаковского района Тверской обл.Презентация к уроку литературы. Фонвизин Денис Иванович (1745-1792)Переводчик, сатирик и драматург.Происходил из дворянского рода. Предки по Автор негодует на порок ЗАДАЧИ АВТОРА	1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века Как и другие пьесы эпохи классицизма, 				«Недоросль» прямолинеен по своей ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА  Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й МИТРОФАНУШКА	Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА   Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его Значение комедии	Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА  Автор стремится к более правдивому Интересные факты 	Существует легенда, что после премьеры 	«Недоросля» в Петербурге к Фонвизину Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» 	Первоначально задумав
Слайды презентации

Слайд 2 Фонвизин Денис Иванович
(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792)Переводчик, сатирик и драматург.Происходил из дворянского рода. Предки

дворянского рода. Предки по отцовской линии были обрусевшими немцами,

которые честно служили России.
Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию пагубной, мечтал о преобразованиях.

Слайд 3
Автор негодует на порок

Автор негодует на порок

И клеймит его без пощады. П.А.Вяземский.

Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир».
На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.

Слайд 5 ЗАДАЧИ АВТОРА

1. Указать на основное зло времени: крепостничество

ЗАДАЧИ АВТОРА	1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков,

и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.
2.

Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.


Слайд 7 Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой,

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей

испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали

достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Первые постановки


Слайд 16 Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой

Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII

репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков.

Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Слайд 17 Как и другие пьесы эпохи классицизма,

Как и другие пьесы эпохи классицизма, 				«Недоросль» прямолинеен по своей

«Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания

и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

Слайд 19 ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й

старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной»

чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.

Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни — личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл ее жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Слайд 20
МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно,

МИТРОФАНУШКА	Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой

он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением

к окружающим его людям.
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить — не знает любви даже к своим близким.
Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

Слайд 21 ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА  Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его

Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они

запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Слайд 22 Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими

Значение комедии	Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина,

поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение

пьесы — непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

Слайд 24 НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА Автор стремится к более правдивому

стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных

персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

Слайд 25 Интересные факты
Существует легенда, что после премьеры «Недоросля»

Интересные факты 	Существует легенда, что после премьеры 	«Недоросля» в Петербурге к

в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал:

«Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.

Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.


  • Имя файла: fonvizin-denis-ivanovich.pptx
  • Количество просмотров: 114
  • Количество скачиваний: 0