Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Французский декаданс и символизм

Содержание

Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение. Тип сознания эпохи fin de siecle, характеризующийся настроением пассивности, безнадежности, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний, ощущением бессилия человека перед роковыми таинственными силами, действующими в мире. Особый
ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕКАДАНС и СИМВОЛИЗМ Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение. Тип сознания эпохи fin Термин «декаданс» в данном значении впервые употребил Теофиль Готье в статье о Принципы декадентстваИмморализм / аморализм («по ту сторону добра и зла»)Субъективизм, «все в «Башня из слоновой кости» Г. Флобера как метафора эскапизма художника-аристократа духа из Роман Ж.Гюисманса «Наоборот» (1884) как «библия декадента» Вместо сюжета - каталог пристрастий ДЕКАДАНС И СИМВОЛИЗМПонятие «Декаданс» шире «символизма». Все символисты были декадентами, но не История термина «символизм» и его смысл Термин «символизм» впервые был введён в Шарль Бодлер (1821-1867) Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Поль Верлен (1844-1896)Поэзия Верлена «Верлен был яснее своих учеников, в его всегда Г. Курбе. Портрет Поля Верлена. «Осенняя песня» в переводе В. Брюсова «Проклятые поэты» (фр. Les Poètes maudits)название цикла статей Поля Верлена, посвящённых его Артюр Рембо (A. Rimbaud) (1854-1891)А. Фантен-Латур. За столом. «l’Homme aux semelles de vent» («Путник в башмаках, подбитых ветром» - П. «Ясновидение» Рембо1871 год открывает новый период в поэзии Рембо – период «ясновидения». Верлибр (свободный стих)  «А» чёрный, белый «Е», «И» красный, «У» зелёный, Стефан Малларме (1842-1898)Э. Мане. Портрет С. Малларме. «Faire voire» - поэзия не «показывает», а внушает   «Назвать предмет «Умирающий лебедь» как символ  декаданса«Лебедь» Малларме«Лебедь» Анны ПавловойМогучий, девственный, в красе
Слайды презентации

Слайд 2 Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение.

Декаданс (декадентство) от фр. decadence – упадок, разложение. Тип сознания эпохи


Тип сознания эпохи fin de siecle, характеризующийся настроением пассивности,

безнадежности, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний, ощущением бессилия человека перед роковыми таинственными силами, действующими в мире. Особый интерес декаданс проявляет к болезненным состояниям человека, к смерти.

Слайд 3 Термин «декаданс» в данном значении впервые употребил Теофиль

Термин «декаданс» в данном значении впервые употребил Теофиль Готье в статье

Готье в статье о поэзии Бодлера. Декаданс - «искусство,

достигшее той степени зрелости, какая бывает у закатного солнца стареющей цивилизации; это стиль замысловатый, сложный, полный нюансов и изысков, все дальше раздвигающий пределы языка, берущий краски со всех палитр и ноты со всех клавиатур, стремясь передать самое невыразимое в мысли и самые смутные и неуловимые очертания формы, вслушиваясь, чтобы их выразить, в изощренную исповедь невроза, в признания стареющей, доходящей до развращенности страсти и в странные галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в помешательство».

Теофиль Готье.


Слайд 4 Принципы декадентства
Имморализм / аморализм («по ту сторону добра

Принципы декадентстваИмморализм / аморализм («по ту сторону добра и зла»)Субъективизм, «все

и зла»)
Субъективизм, «все в сознании» (внешний мир – содержание

сознания субъекта, а не объективная реальность)
Индивидуализм, примат личного над общественным
Иррационализм
Эстетизм, культ искусственной, рукотворной красоты
Идея «чистого искусства», «искусства для искусства» (фр. l’art pour l’art) Т. Готье, отказ от политических и гражданских тем в искусстве


Слайд 5 «Башня из слоновой кости» Г. Флобера как метафора

«Башня из слоновой кости» Г. Флобера как метафора эскапизма художника-аристократа духа

эскапизма художника-аристократа духа из мира буржуазной пошлости
«...Надобно отдаться своему

призванию — взойти на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы»; «Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков»; «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» (Г. Флобер)

Слайд 6 Роман Ж.Гюисманса «Наоборот» (1884) как «библия декадента»
Вместо сюжета

Роман Ж.Гюисманса «Наоборот» (1884) как «библия декадента» Вместо сюжета - каталог

- каталог пристрастий и антипатий пресыщенного жизнью декадента -

герцога Жана дез Эссента. Испытывая к окружающему буржуазному миру отвращение, герой продаёт замок предков и приобретает загородный дом, где предается утонченным и извращённым удовольствиям. Здесь он «творит пьянящие „симфонии запахов“, изобретает небывалые остро-пряные кушанья». «Воображение должно заменить вульгарную реальность фактов» — руководствуясь этим принципом, дез Эссент преображает свой дом в искусственный эстетский рай. Так, чтобы оттенить рисунок великолепного восточного ковра, дез Эссент повелевает инкрустировать панцирь живой черепахи камнями и раскрасить золотом. Спустя пару недель бедное животное погибает.

Слайд 7 ДЕКАДАНС И СИМВОЛИЗМ
Понятие «Декаданс» шире «символизма». Все символисты

ДЕКАДАНС И СИМВОЛИЗМПонятие «Декаданс» шире «символизма». Все символисты были декадентами, но

были декадентами, но не все декаденты «конца века» были

символистами.
Декаданс – скорее, мироощущение, а символизм – литературное направление.

Слайд 8 История термина «символизм» и его смысл
Термин «символизм»

История термина «символизм» и его смысл Термин «символизм» впервые был введён

впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом

в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme».
Символисты стремились с помощью символа выразить интуитивно постигаемый смысл явлений материального и духовного мира, воплотить его вневременную идеальную сущность.

Слайд 9 Шарль Бодлер (1821-1867)

Шарль Бодлер (1821-1867)

Слайд 10 Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,		    Подобно девке площадной,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной…
Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым. Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим.

«Падаль». 1857 год. «Цветы зла»


Слайд 11 Поль Верлен (1844-1896)
Поэзия Верлена «Верлен был яснее своих

Поль Верлен (1844-1896)Поэзия Верлена «Верлен был яснее своих учеников, в его

учеников, в его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской

стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может» (М. Горький). Поэтическое творчество Верлена началось в традициях парнасской школы. В его юношеских стихах сказалось стремление к чёткости образов, скульптурности речи. Но уже «Сатурническиех поэмах» (1866) сквозь традиционную форму проглядывает черты декаданса. Сборник посвящается рожденным под знаком созвездия Сатурн, обладающим беспокойным воображением, безволием, напрасно гонящимся за идеалом и испытывающим много горя.

Слайд 12 Г. Курбе. Портрет Поля Верлена.

Г. Курбе. Портрет Поля Верлена.

Слайд 13 «Осенняя песня» в

«Осенняя песня» в переводе В. Брюсова

переводе В. Брюсова


Слайд 14 «Проклятые поэты» (фр. Les Poètes maudits)
название цикла статей

«Проклятые поэты» (фр. Les Poètes maudits)название цикла статей Поля Верлена, посвящённых

Поля Верлена, посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по

перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности, — Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме.

Слайд 15 Артюр Рембо (A. Rimbaud) (1854-1891)
А. Фантен-Латур. За столом.

Артюр Рембо (A. Rimbaud) (1854-1891)А. Фантен-Латур. За столом.   Кадр из фильма «Полное затмение» (1995)

Кадр из фильма «Полное затмение»

(1995)


Слайд 17 «l’Homme aux semelles de vent» («Путник в башмаках,

«l’Homme aux semelles de vent» («Путник в башмаках, подбитых ветром» -

подбитых ветром» - П. Верлен об А. Рембо)
А. Рембо

– поэт-загадка, переставший писать в 20 лет, умерший в 37 на больничной койке в марсельском госпитале. Традиционно принято говорить о двух периодах в этой невероятно краткой поэтической биографии: ранний период с 1870 по 1871 и период «ясновидения» – с 1871 по 1873 год.
Идея бегства, ухода, отъезда, проходящая лейтмотивом через всю жизнь А. Рембо, – это знак непримиримости к общепринятым нормам морали, к «здравому смыслу», ко всякого рода канонам, ограничивающим внутреннюю свободу. В 15 лет впервые убежав из провинциального Шарлевилля, он пишет своему учителю Изамбару: «Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом, сером. Я упорствую в своем обожании свободной свободы. Я бы хотел бежать вновь и вновь». Побеги из дома, скитания с Верленом по европейским странам, маргинальное существование, скандальное поведение в литературных кругах – все эти эпизоды, связанные с идеей бегства, служат проявлением анархического бунта против традиционных устоев.


Слайд 18 «Ясновидение» Рембо
1871 год открывает новый период в поэзии

«Ясновидение» Рембо1871 год открывает новый период в поэзии Рембо – период

Рембо – период «ясновидения». В письмах о ясновидении излагается

новая поэтическая программа: «Я хочу быть поэтом, и я работаю над тем, чтобы стать ясновидцем... Нужно достичь неведомого расстройством всех чувств».
Цель Рембо, в отличие от романтиков и Бодлера, не самоотождествление с «мировой душой», а стремление в поэтических образах-видениях передать ее «голос», «услышать неслыханное», «увидеть незримое».
Новая поэтическая программа воспринимается Рембо как подвижничество, как «упорный и сознательный труд над собой», цели и задачи которого – создать слово, идеально выражающее «трепет неведомого», изменить мир, перевернув стереотипы предшествующей культурной традиции. Средством проникновения в «неизвестное» утверждается долгое и последовательное расстройство всех чувств: алкогольная и наркотическая эйфория, «все виды любви», воздействие бессонницы и голода.
Ранний этап в ясновидении А. Рембо открывает сонет «Гласные» (1871), представляющий переосмысление теории соответствий Ш. Бодлера в духе новой программы. Звуковые и цветовые соответствия, порожденные экстатическим, галлюцинаторным сознанием, создают образы-видения.


Слайд 19 Верлибр (свободный стих)
«А» чёрный, белый «Е»,

Верлибр (свободный стих) «А» чёрный, белый «Е», «И» красный, «У» зелёный,

«И» красный, «У» зелёный,

«О» - голубой –цвета причудливой загадки. «А» - чёрный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и воздух воспалённый. Заливы млечной мглы, «Е» – белые палатки. Льды, белые цари, сад, небом окроплённый; «И» - пламень пурпура, вкус яростно солёный. Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.
«У» - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят; «О» - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие вселенных; «О» - лечезарнейшей Омеги вечный взгляд!
«Гласные»

Слайд 20 Стефан Малларме (1842-1898)
Э. Мане. Портрет С. Малларме.

Стефан Малларме (1842-1898)Э. Мане. Портрет С. Малларме.

Слайд 21 «Faire voire» - поэзия не «показывает», а внушает

«Faire voire» - поэзия не «показывает», а внушает  «Назвать предмет


«Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения

поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-по-малу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путём последовательных разгадок душевное состояние» (1891).
Поэт - жрец, поэма — заклинание.

  • Имя файла: frantsuzskiy-dekadans-i-simvolizm.pptx
  • Количество просмотров: 157
  • Количество скачиваний: 0