Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева. (10 класс)

Содержание

Особенности поэзии «чистого искусства»Признаки:1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.3. Искусство не должно быть связано с жизнью.4. Поэт не должен вмешиваться в дела
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева.(10 класс) Особенности поэзии «чистого искусства»Признаки:1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.2. Стихи не имеют сюжета: Стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Поэт покинул Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью Поэзия Фёдора Ивановича ТютчеваНаправления лирикифилософскаяпейзажнаягражданскаялюбовнаяВсе темы тесно переплетеныСудьба Тютчева-поэта необычна: это судьба Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед которой Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.Философская лирика«Море Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.Пейзажная лирика«Не то, что мните Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева.Пейзажная лирикаТютчев как бы возвращался Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более нежное Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.Любовная лирика«Денисьевский Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой. Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился Использованные ресурсы:1. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=67ff37b65f5b2b9a797743ee628d60fa&n=33&h=190&w=165 2. http://crosti.ru/patterns/00/05/65/82cdf8fabd/img353666-1.jpg 3. http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/448dc872.jpg&percenta=1.00 4. http://feb-web.ru/feb/litnas/pictures2/ln1-096-.jpg 5. http://content.foto.mail.ru/mail/mailaves/_blogs/i-13117.jpg 6.
Слайды презентации

Слайд 2 Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки:
1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
2.

Особенности поэзии «чистого искусства»Признаки:1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.2. Стихи не имеют

Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли

и чувства, а «летучее» настроение поэта.
3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
5. Это поэзия для избранных.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева


Слайд 3 Стала известна в России лишь в 50-е гг

Стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Поэт

XIX в. Поэт покинул родину в 18 лет, 22

года провёл за границей.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Наполнена любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.


Слайд 4 Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь,

Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её;

сколько осмыслять её; склонностью к самопознанию и познанию окружающего

мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Удивительна по образности. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.

И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».


Слайд 5 Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева
Направления лирики
философская
пейзажная
гражданская
любовная
Все темы тесно переплетены
Судьба

Поэзия Фёдора Ивановича ТютчеваНаправления лирикифилософскаяпейзажнаягражданскаялюбовнаяВсе темы тесно переплетеныСудьба Тютчева-поэта необычна: это

Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в

эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Слайд 6 Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке

Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной

как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли

судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева.

Философская лирика


Слайд 7 Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как

Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед

слепую силу, перед которой человек бессилен. В стихотворении параллельно

развиваются две темы: мысли и струи фонтана.

Философская лирика

«Фонтан» (1836)

Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремясь ввысь, но есть некий предел, граница для них.


Слайд 8 Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на

Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем

мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» – вот

поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.

Философская лирика

«Фонтан» (1836)


Слайд 9 Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности

Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе

дня и могуществе ночи.
Философская лирика
«День и ночь» (1839)
День

– это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью.

Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека.

Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления.


Слайд 10 Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между

Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.Философская

судьбой и человеком.
Философская лирика
«Море и утёс» (1848)
В этом стихотворении

противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер.

Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.


Слайд 11 Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И

изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как

певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Пейзажная лирика

Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
Что устоит перед дыханьем
И с первой встречею весны!


Слайд 12 Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.
Пейзажная

Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.Пейзажная лирика«Не то, что

лирика
«Не то, что мните вы, природа…» (1830)
Пейзажи в его

стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь.

Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…


Слайд 13 Природа и человек живут по одним законам: угасает

Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы –

жизнь природы – замирает жизнь человека. Сумрак, тишина –

условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле.

Пейзажная лирика

«Осенний вечер» (1830)


Слайд 14 Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и

Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней

«грустные места» средней полосы России в разные времена года

(«Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»).

Пейзажная лирика

«Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)

Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.


Слайд 15 Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический

Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек

и гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный

мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём».

Пейзажная лирика

Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях:
Так связан, съединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…


Слайд 16 Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева.
Пейзажная

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева.Пейзажная лирикаТютчев как бы

лирика
Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми

мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года.

Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.


Слайд 17 Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева.

Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все

Здесь запечатлены все оттенки этого чувства. Любовь для поэта

– «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной».

Любовная лирика

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.


Слайд 18 Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр

Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет

мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви –

от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)


Слайд 19 Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена

Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием.

мощным трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий,

острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«О, как убийственно мы любим…»


Слайд 20 Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец

Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более

погибает сердце более нежное и слабое – женское.
Любовная лирика
«Денисьевский

цикл» (1850 - 1865)

«Предопределение»


Слайд 21 Показана страница трагической любви, когда она не радует,

Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.Любовная

а приносит печаль.
Любовная лирика
«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)
«Она сидела

на полу…»

Слайд 22 Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом

Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на

угасании любви на фоне летнего буйства природы, о её

уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи:
О Господи!.. И это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Весь день она лежала в забытьи…»


Слайд 23 Самые высокие по духу стихи – те, которые

Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти

написаны после смерти Денисьевой. Поэт как бы воскрешает возлюбленную,

делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»


Слайд 24 Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними

Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт

34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было

14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»


  • Имя файла: poeziya-fyodora-ivanovicha-tyutcheva-10-klass.pptx
  • Количество просмотров: 197
  • Количество скачиваний: 2