Слайд 2
НЕМНОГО О ЕГО ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Несколько поколений
русских писателей, в том числе непревзойденные Федор Достоевский, Лев
Толстой и Михаил Булгаков, испытали на себе влияние Гоголя. Он стал основной и отправной точкой всей реалистической литературы. С другой стороны, Гоголь начал свою писательскую деятельность с фантастических, сказочных новелл и закончил жизнь, погрузившись в мистицизм, отрекшись от лучшего в своем творчестве. Да и основные его произведения, реалистичные по сути, условны и фантастичны по форме и приемам. Поэтому вот уже на протяжении полутора столетий говорят о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства.
Слайд 3
НЕМНОГО О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Будущий писатель родился 20 марта 1809
года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в самом
сердце Малороссии, как тогда называли Украину. Казалось, это была типичная помещичья семья. Но отец Василий Афанасьевич, был отличным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке. От него Гоголь унаследовал талант и интерес к литературе и театру. Мать, Мария Ивановна, была красива, сколь и религиозна, но к тому же отлично знала местный быт, чувствовала местный юмор (именно Гоголь обращался к ней за недостающими деталями для произведений). Отец умер когда Гоголю было 15 лет, это событие заставило столкнуться с грустными деталями в жизни. Его мать считала что её сын был гениальным. Но она не была для него близким человеком.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Изображая Петербург, писатель использует особый
прием –синекдоху-замещение целого частью. Мундир, фрак, усы, бакенбарды, шляпа- эти детали часто характеризуют человека. Гоголь доводит литературный прием до философского обобщения: эти признаки становятся важнее всего остального в человеке. Часть настолько существеннее целого, что однажды нос отделяется от лица майора Ковалева и становится «значительным лицом». За чином статского советника окружающие не замечают, что это всего лишь нос а не человек.
Слайд 5
Дом, где родился писатель, теперь литературно-меморильный музей Н.
В. Гоголя.
Слайд 6
В Москве, на Никитском бульваре, 7 а гоголь
жил с 1848 по 1852 год. Теперь здесь музей
писателя и научная библиотека.
Слайд 7
НАДЕЖДЫ ЮНОСТИ
С десяти лет Гоголь учился гимназии
высших наук города Нежина. Не отличаясь прилежанием, мальчик готовился
к экзаменам в последний момент, но его всегда спасала прекрасная память. Гораздо больше зубрёжки обязательных предметов Гоголя и его товарищей увлекало творчество. Они покупали в складчину современные журналы и издавали свой, рукописный, куда гоголь писал стихи и поэмы.
Отличаясь комическими способностями, он играл в местном театре. Отправляясь в Петербург «искать места» чиновника, он в тайне надеялся прославиться своими талантами. Надо признать, надеялся не зря, но удалось ему это не сразу.
Слайд 8
ПЕРВЫЙ ПРОВАЛ
Уже через 2 месяца после приезда
в Петербург Гоголь опубликовал в журнале «Сын Отечества и
Северный архив» романтическое стихотворение «Италия», а вскоре и поэму «Ганц Кюхельгартен»- произведение, которое, как надеялся юный поэт, должно было его прославить. На издание он потратил большую часть родительских денег. Однако отзывы были исключительно отрицательными. Нервный, мнительный, болезненно самолюбивый дебютант забрал в книжных лавках все оставшиеся экземпляры, сжег их, а сам бежал за границу. Такие сожжения писатель не раз повторит в будущем.
Слайд 9
РЕВАНШ
Вернувшись из-за границы, Гоголь поступает на службу, становится
обычным чиновником, он ищет более естественную для себя тему
что надо писать о чем-то очень близко и знакомым( для него это Малороссия). Он заводит литературные знакомства- с Орестом Сомовым, Антоном Дельвигом, Петром Плетневым, Василием Жуковским, которые сыграли немаловажную роль в его писательской карьере. Они облегчили материальное положение Гоголя: помогли стать преподавателем истории в Патриотическом институте. Они оценили его способности и познакомили с Пушкиным А.С. Реванш за испытанную горечь неудачного дебюта стала для Гоголя публикация в сентябре 1831 года первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Пушкин объявил публике о новом «необыкновенным для нашей литературы» явлении. Он увидел в молодом в писателе два ценных и, казалось бы, противоположных качества это- «настоящая веселость, искренняя без жеманства, без чопорности» и «чувствительность». Гоголь, окрыленный успехом, написал и издал вторую часть «Вечеров…».
Слайд 10
РЕАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА, ИЛИ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Повести, вошедшие в
сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», объединяет одно место,
и близкое писателю Диканька, и рассказчики- ее жители, сам же писать скрылся под маской издателя- пасечника Рудого Панько. Здесь сошлись рассказы, легенды, байки на современные и исторические темы – «лишь бы слушали и читали». Народные праздники, ярмарки- хороший повод показать дух вольности, широту натуры, гордость «вольных казаков». Как назвал их Пушкин, «племя поющее и пляшущее». Сочный народный юмор помогает писателю показать комические противоречия и несообразности в жизни.
В рассказах много чудес, мистики, волшебства, действуют русалки, ведьмы, черт. Но даже не чистая сила у Гоголя выступает в образах типичных, узнаваемых- демонические герои очень похожи на обычных картёжников, стряпчих, заседателей, поселянок. А добрые герои обычные малороссияне, всегда побеждают зло. Шутки, шалости, и проказы этих народных персонажей сочетаются с силой духа, способной обуздать темные силы, которые вмешиваются в жизнь людей.
Слайд 11
ОБРАТНАЯ СТОРОНА УСПЕХА
«Вечера…» сделали Гоголя знаменитым, но
в то же время принесли сомнения и разочарования.
Писатель
считает, смеяться без ясной нравственной цели- предосудительно. Он пытается порвать с малороссийской темой, но пока она не отпускает. И гоголь пишет иные, совсем не веселые, произведения: «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». В первых он показывает победу телесного, обыденного в человеке. Во втором- торжество духовного, высшего. Однако ощущение неодолимых злых сил не оставляет писателя, и в это же время появляется «Вий».
Слайд 12
ЧИН И ЧЕЛОВЕК
Наконец, писатель покорилась петербургская тема. В
«Невском проспекте», «Портрете», «Носе», «Шинели» он создал он создал
яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачно- абсурдного. Города, где чины и богатства важнее человеческой души и индивидуальности. Эту важную для него мысль, что часто важные государственные посты занимают недостойные люди, пораженные корыстью, злоупотребляющие своей властью, Гоголь выразил и в комедии «Ревизор». Он «решил собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем.
Слайд 13
Афиша первого спектакля «Ревизор» в большом театре.
Слайд 14
Александринский театр и памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Почтовая
открытка.
Слайд 15
САТИРИЧЕСКАЯ ПОЭМА
Смех остается главным приемом Гоголя и главным
его оружием в борьбе за правду и человека в
главном произведении его жизни поэме «Мертвые души. Писатель искренне верил, что, узнав себя в этих смешных, карикатурных образах, русские помещики и чиновники «исправятся», изменятся к лучшему. «Мертвые души» были задуманы как трехтомное сочинение- «вся Русь явится в нем». Сочиняя поэму о России, писатель жил за границей, в основном в Италии. В 1842 году был издан первый том- «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Рассказывая о путешествиях и встречах мошенника и авантюриста Чичикова, автор создал целую галерею сатирических образов русских помещиков и чиновников. Он изобразил, каким не должен быть человек и в чем заключаются его пороки.
Слайд 16
Красная гостиная в музее- усадьбе «Абрамцево», где Н.В.
Гоголь прочел первую главу второго тома «Мертвых душ» своим
друзьям.
Слайд 17
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Сюжет «Мертвых душ» подсказал писателю Александр Пушкин
в 1831 году. В 1835-м Гоголь пишет ему: «Сюжет
растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Перед отъездом за границу он всю ночь читал Пушкину главы из нового произведения. Поэт был мрачен и сказал: «Боже, как грустна наша Россия». После смерти Пушкина Гоголь воспринимал работу над поэмой как «священное завещание поэта».