Слайд 2
Творческая история пьесы
„ Гроза“
1856 год. Островский отправляется
в этнографическую экспедицию по изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода.
Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы.
«Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в 1860 - напечатана в журнале «Библиотека для чтения».
Слайд 3
Город Калинов
Напрасно мы станем искать на карте России
город Калинов – место действия пьесы.
Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма.
В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Ки́нешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке.
Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии.
Кинешма
Кострома
Слайд 4
Место действия
Первое действие проходит летним вечером, в общественном
саду на берегу Волги.
Чтобы представить волжские пейзажи, посмотрите картину
Левитана «Вечер. Золотой плёс».
Слайд 5
Исаак ЛЕВИТАН (1860 — 1900)
Вечер. Золотой Плёс
Слайд 6
Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников ,
оранжевые золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается
туман . Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.
Кулигин поёт русскую народную песню. Он ощущает себя частью мира, сливается с ним.
Не спеша, распевно, спокойно льётся мелодия.
Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса! Наглядеться не могу!»
И вдруг песня прерывается...
Слайд 7
Кулигин прерывает песню, так как нет в его
жизни и в жизни этого городка слияния с красотой
природы.
А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина.
Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью.
Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.
Слайд 8
Жанр пьесы
Начиная работу, Островский явно не имел в
виду трагической развязки и называл пьесу «комедией».
Дальнейшая работа над
пьесой заключалась в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера.
Островский определил жанр – драма.
Слайд 9
Драма
Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания,
противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую
интригу.
Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт – столкновение противоборствующих сторон.
Слайд 10
Конфликт
Добролюбов писал:
«Драматические коллизии и катастрофа
в пьесах Островского все
происходят вследствие столкновения двух партий — старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных».
Слайд 11
Конфликт драмы
Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми
принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию,
к свободе человеческой личности.
Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха).
Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Слайд 12
Говорящие имена
Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.)
Варвара
– от «варварить» (шуточн.) – праздновать, кутить, гулять (Даль).
Савёл
Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший».
Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.
Слайд 13
Прототип Катерины
Жаркое лето 1859 года Островский проводит под
Москвой.
Друзья Островского часто собирались у него на даче. Талантливая
весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества.
Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер.
Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.
Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.
Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.
Слайд 14
КОСИЦКАЯ, ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА (по мужу
Никулина) (1827–1868), актриса
Малого театра 1840–1860-х., создавшая в своем творчестве образ простой русской женщины, показав ее непростую человеческую судьбу, полную драматизма и глубоких переживаний.
Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства.
Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
Слайд 15
Гроза
(значение названия пьесы)
Гроза как физическое явление
( IVдействие)
Гроза в душе Катерины – от
постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.
Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.
Слайд 16
Катерина
Иллюстрация С.В.Герасимова
к драме А.Н. Островского "Гроза".
Слайд 17
Катерина
П. А. Стрепетова
в роли Катерины. «Гроза».
Пушкинский театр
А. А. Бренко в Москве. 1880.
Слайд 18
Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр.
Москва. Фотография. 1866.
Слайд 19
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 - 1927).
Эскиз костюма
Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза".
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Слайд 20
Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной
Слайд 21
Иллюстрация С.В.Герасимова к
драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона
с матерью. 1948 г.
Слайд 22
Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова
к драме
А.Н. Островского "Гроза".
Слайд 23
Картина "Страшный суд"
Васнецов В.М.
Кустодиев. Гроза