Слайд 2
Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе
по теме «Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8
класс», Дрофа, 2006).
Для учащихся 8-ого класса.
Может быть использован учителями на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Презентация выполнена с применением программы Microsoft PowerPoint. Объём – 1,05Мб. Количество слайдов – 30.
Цели:
Познакомить учащихся с японской культурой.
Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания.
Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку).
Слайд 3
ЭПИГРАФ
Как хорошо,
Когда на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И
созерцанью картин.
Татибана Акэми.
Из цикла «Мои маленькие радости»
Слайд 4
ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в
Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку,
архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
Слайд 5
Культура Японии
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к
наполнения минимальной формы максимальным содержанием.
Наиболее популярные виды искусства:
- бонсай;
-
икебана;
- оригами;
- литературная миниатюра (хокку, танка);
- синтетический вид искусства – хайга.
Слайд 6
Бонсай
БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос
и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев,
а также сами эти деревья.
Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.)
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.
Слайд 7
Икебана
Икебана - искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый
цветок несёт определённую смысловую нагрузку.
В икебане большое значение
придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.
Слайд 8
Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое
значение. Например, ива и сосна означают долголетие и выносливость,
бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.
Слайд 9
Оригами
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций
из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
Слайд 10
Хайга
Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе
в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.
Слайд 12
Сад камней
Особый секрет таит в себе расположение камней.
С какого места на веранде на них ни смотри,
камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное
Слайд 13
Литература Японии
Многое из ранней литературы Японии было написано
женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов ,
в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке.
Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.
Слайд 14
Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные
пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно
недосказанности.
Слайд 15
Японские танка
САРУМАРУ-ДАЮ
годы жизни неизвестны
Далеко
в горах
По красной листве кленов
Ступает олень.
Я
услышал его крик,
Так грустно осень идет.
ОНО-НО КОМАТИ
начало IX века
Пожухли краски
Летних цветов, вот и я
Вглядываюсь в жизнь
Свою и вижу только
Осени долгие дожди.
Слайд 16
Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской
поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
Слайд 17
Басё (1644-1694)
Тишина кругом.
Проникают в
сердце скал
Голоса цикад.
* * *
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
* * *
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.
(1653-1688)
Видели все на свете
Мои
глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Тиё (1703-1775)
На смерть маленького сына
О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?
Слайд 19
Бусон (1716-1783)
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Исса (1768-1827)
О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полет мотылька!
* * *
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
Слайд 20
Сакура
Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры
– символ Японии. Когда она зацветает, все от мала
до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.
Слайд 21
Ханами
Цветение сакуры празднуется в течение
многих столетий. Этот праздник называется ханами (буквально - "созерцание
цветов»). Ханами может быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи.
Слайд 22
Анализ содержания хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все
друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Мысль всеобщего единства;
любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается.
«Вишни, вишни цветут!» -
И об этих старых деревьях
Пели когда-то.
Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти.
От людских голосов
Пугливо вздрагивают по вечерам
Красавицы-вишни.
В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой.
В стране моей родной
Цветёт вишневым цветом
И на полях трава.
Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.
Слайд 23
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку:
Басё.
Всюду поют соловьи:
Там –
за бамбуковой рощей,
Тут – перед ивой речной.
Исса.
Смотри-ка, соловей
Поёт всё
ту же песню
И пред лицом господ.
Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
Слайд 24
Анализ формы хокку
Хокку – это 17-сложное трёхстишие
со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой,
семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть.
Оригинал.
Фуруике я 5
Кавакадзу тобикому 7
Миндзу-но ото. 5
Перевод.
Старый пруд. 3
Лягушка прыгает. 6
Всплеск воды. 3
Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.
Слайд 25
Композиция хокку
Хокку может быть построено одним из двух
следующих способов:
Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем
– резко выделенная деталь.
Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
Слайд 26
Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А
утро такое снежное!
(Басё)
Как развивается мысль автора в этой миниатюре?
От частного – к общему.
Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит?
Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
Слайд 27
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в
цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)
Какова композиция этого хокку?
На
первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Слайд 28
Обобщение изученного на уроке.
Японцы во всём стремятся к
лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием.
Японская поэзия
основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом.
В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
Слайд 29
Домашнее задание
Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных
на уроке миниатюр.