Слайд 2
31 мая 1955 года в городе Калинине (Твери)
на Первомайской набережной реки Волги (ныне набережная Афанасия Никитина)
благодарные потомки воздвигли памятник Никитину, первому из европейцев посетившему в 15 веке Индию.
Слайд 3
Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме
того, что он был купцом из города Твери. Совершил
путешествие в Персию, Индию (1466-1472). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию.
Путевые записки "Хожение за три моря" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический памятник.
Слайд 4
В основу
«Хожения за три моря» (1489 г.)
тверской
купец
Афанасий Никитин
положил своё путешествие в Бахманидское государство,
достигшее в эти годы наибольшего могущества.
Об этом путешествии он оставил запись своих наблюдений над бытом этой страны, выделяющуюся из всей литературы современных ей западноевропейских рассказов об Индии правдивостью и деловитостью, почти полным отсутствием сказочной фантастики.
Слайд 5
Тьмацкий мост
Город Любовен на острове
Гости из
Новгорода
Древняя
Тверь
Земская изба
Конная изба на торгу
Слайд 6
Д. Н. Буторин. Иллюстрация к книге А.Никитина "Хождение
за три моря". Пластина, 1957. ГМПИ
Тверской купец А. Никитин
был образованным человеком.
Он знал тюркский и персидский языки.
В далёкий путь взял с собой книги.
Слайд 7
Весной 1466г., получив благословение епископа Геннадия, поддержку воеводы
Б. З. Бороздина и проезжую грамоту от Великого Тверского
князя Михаила Борисовича,
Слайд 8
от Волжских ворот на 2-х кораблях вниз по
Волге отправился тверской купец Афанасий Никитин со своими товарищами
в далекое плавание для заморской торговли: вниз по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в старину называли Каспийское море.
Главой каравана избрали Афанасия Никитина.
г. Тверь, Волжские ворота
Слайд 9
Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие
строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был
знаком. В Нижнем Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.
В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасан -беком.
Караван плыл "сторожко и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.
Путь А. Никитина по Волге
Слайд 10
Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее
судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь",
во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.
Афанасий Никитин с десятью русскими купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.
Вид Дербента.
Здесь Никитин «бил челом» Хасан-беку и Василию Папину
Слайд 11
Никитин, не получив помощи от ширванского шаха, ушёл
в Баку, где принял решение двинуться на юг, в
Индию. Очень уж ему хотелось узнать, что же это за страна, о которой столько небылиц рассказывали: что-де живут там люди рогатые, трехногие, шестирукие, с глазами и ртом на груди.
Никитин переплыл Каспийское море, почти год шёл через Иран к Персидскому заливу. Честность и умение трудиться уважают во всех странах. Трудолюбивый русский купец сумел за то время, что он прожил в богатой стране Персии, заработать столько денег, что их хватило на то, чтобы осуществить мечту — добраться до далекой загадочной Индии.
Слайд 12
Больше месяца провёл А. Никитин в Ормузе.
«А Ормуз
-- на острове, и море наступает на него всякий
день по два раза.»
Ормуз. Гравюра
Слайд 13
Базар в Ормузе.
Пластина, 1957.
«Тут провел я первую
Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до
Пасхи…
Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет.
В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», - писал он в своих записках.
Слайд 14
Всё здесь удивляет путешественника. Люди смуглые, чуть ли
не чёрные! И одеты они чудно: самой одежды мало,
потому что жарко, только голова много раз обернута длинным куском материи да еще бедра прикрыты. В своих дневниках он так запишет: «Зимой у них простые люди ходят - фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернёт.»
Слайд 15
Удивлялся Афанасий Никитин слонам, которые всякую работу тяжелую
выполняют.
Слайд 16
Иван Айвазовский. Восточная сцена.
1846 г.
В Верещагин. Факиры.
1874-1876
Все подмечал глаз русского путешественника, и особенно разницу в
жизни людей богатых и бедных.
Слайд 17
В. ВЕРЕЩАГИН. Королевский слон.
Из «Индийской серии».
Холст,
масло. 46,5 х 39,5
«Земля весьма многолюдна и богата,
сельские люди очень бедны, а бояре всесильны и утопают в роскоши. Носят их на серебряных носилках, и перед ними водят по 20 коней в золотой сбруе. И на конях за ними 300 человек да пеших 500 человек. Да еще множество музыкантов идет. А уж когда сам властитель султан выезжает, то уж тут только на конях 10 тысяч едет, да пеших 50 тысяч, да 100 трубачей, да плясунов 100 человек! Да еще 300 коней в золотой сбруе. Живут во дворцах чудесных, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды расписные».
Слайд 19
В Верещагин. Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и
Ауранг-Зеба в форте Дели.
Во дворец султана ведет семь
ворот, а в воротах сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень — и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные."
Слайд 20
Поразило А. Никитина и то, как там люди
питаются.
«А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да
и рот полощут.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин, — ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.
А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест.»
Слайд 21
Афанасий Никитин с индусом. Иллюстрация Б. Немтинова к
«Хожению за три моря» Афанасия Никитина.
Удивлялся Афанасий Никитин
и ночному индийскому небу, где созвездия располагались не так, как привыкли видеть их мы. Это оттого, что Индия находится близко к экватору. И ночь в Индии опускается на землю быстро, всего за несколько минут. Только что было синее-синее высокое небо, и вдруг синева сгустилась, проступили звезды, и вот уже небо чернее черного. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, разговаривал с ними на их наречии, вёл споры о жизни и вере. Подвергался принуждению остаться в Индии.
Слайд 22
В Парвате поразили Афанасия храмы. Долго ходил Никитин
вокруг храма, рассматривал каменные барельефы, на которых вырезаны «деяния
Бутовыя», чудеса, которые он творил, да множество образов бога, в которых он являлся своим поклонникам: человек, слон, обезьяна и так далее.
«А всех вер в Индее 80 и 4 веры», — запишет в дневники Никитин.
Слайд 23
Объездил А. Никитин часть Индии, посетил множество городов.
Жил в Бидаре - столице мусульманского государства Бахманидов в
западном Декане..
«В Бидаре на торгу продают коней, камку (расшитую золотом парчу), шёлк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский (местный), а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет», - разочарованно писал он.
Бидар. Голгумбаз
Слайд 24
А. Никитин пробыл в Индии около 3 лет,
совершил поездки в расположение алмазных копей, заключил выгодную торговую
сделку.
Но как ни чудесна была страна Индия, как ни доброжелательны были к нему индийцы, тосковал он по своей родине и страстно хотел вернуться назад, домой.
Весной 1470 г. Афанасий Никитин направился на запад к морю.
Слайд 25
Дабхол
В 1471 г. пришёл в порт Дабул (Дабхол),
где "устремился мыслию на Русь пойти".
Слайд 26
В январе 1471г. Никитин морским путём направился в
Ормуз. Больше месяца находился Никитин в открытом море. Сильная
буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (о. Сомали), где Никитин был снова ограблен, но отпущен. После чего добрался морем через Маскат до Ормуза. Отсюда Никитин двинулся на север по объятому войной Ирану и в октябре 1471г. прибыл в Трапезунд, на южном берегу Чёрного моря. Турецкие власти его арестовали, т. к. пришёл Никитин из враждебного Ирана, и лишили остатков имущества.
Слайд 27
Никитин с трудом пересёк Чёрное море, достигнув берегов
Крыма у Балаклавы, и 5 ноября 1471г. высадился в
Кафе (Феодосии), генуэзской колонии, где жили русские купцы.
Зиму 1471 - 1472г. Никитин провёл в Кафе, завершая свои записки, которые он назвал «Хожение за три моря».
К. Богаевский. Кафа
1926 . Холст, масло. 83×145
Слайд 28
В. Нагорнов. Возвращение из похода.
Весной 1472г. с
московскими купцами направился в Тверь днепровским путём, но, не
дойдя до Смоленска, умер.
Умирая, передал спутникам исписанные бумаги — с просьбой непременно сохранить их.
Слайд 29
И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь.
Купцы выполнили последнюю
волю. В том же году спутники Никитина привезли его
"тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку Василию Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, которые и были включены в Летописный свод 80-х годов XV в.
Слайд 30
Записки Никитина - законченное литературное произведение, основанное на
собственных наблюдениях. Его главное достоинство - художественная простота языка
и достоверность. «Хожение» - первое на европейском языке объективное описание Индии 15 века.
Текст " Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на иностранные языки. Записки содержат три группы сведений об Индии:
1) о торговле и географии (ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания, морские пути из Индии в другие страны Востока, длина путей между городами, заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины);
2) по военному делу и политике (состав войска и вооружение, война Вахманидов с империей Виджаянагар);
3) о быте и религии (как живут, чем питаются, во что верят, каким богам поклоняются и т.д.).
Слайд 31
Знаменитый русский литератор, историк Н. М. Карамзин поставил
Никитина в один ряд с его великими современниками -
землепроходцами:
«Индийцы слышали о ней (о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васка да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры."
Слайд 32
Индийский писатель и кинорежиссёр Ходжа Ахмад Аббас в
I960 году посетил Тверь
для сбора материала
для фильма
о Никитине.
Он выразил мнение индийской общественности:
«Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе, Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но с уважением. Этим проникнута книга..."
В краеведческом музее г. Бидара собран материал о Никитине.
АББА́С Ходжа Ахмад
(7 июня 1914 — 1 июня 1987), индийский кинорежиссер, продюсер, сценарист, писатель.
Слайд 33
Гранитная стелла в Ревданде,
штат Махараштра, в честь
русского путешественника XV века.
Земельный участок под памятник подарил
индиец Датта Патиль
Надписи на русском, хинди, маратхи и английском свидетельствуют, что обелиск «сооружен неподалеку от тех мест, где в 1469 году русский первопроходец, купец из города Твери Афанасий Никитин ступил на землю Индии, открыв тем самым первую страницу в летописи российско-индийской дружбы»
В ИНДИИ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК АФАНАСИЮ НИКИТИНУ
Слайд 34
23 июля 1997г. Центральный Банк России выпустил в
обращение две памятные монеты, посвященные 525-летию путешествия Афанасия Никитина
в Индию, достоинством в 2 рубля (масса драгметаллов в чистоте 7, 78 г, проба сплава 500) и тиражом монет каждого вида 7, 5 тыс. штук.
Слайд 35
Подарочное издание «Хожения» с текстом на трех языках
— русском, хинди и английском.
СССР—Индия, 1960 год
Слайд 36
Памятник представляет собой чугунную скульптуру высотой 3,2 метра
на постаменте, выложенном камнем.
На памятнике надпись:
«Афанасию Никитину
купцу-путешественнику
автору "Хожения за
три моря"
приидохшему в Кафу
в лета 1474 ноября 5 дня».
В июле 2008 года в Феодосии был открыт памятник великому путешественнику. Скульптура установлена в районе Карантина у подножия средневековой Генуэзской крепости и древней церкви Иверской иконы Божьей Матери.
По преданию именно в ней отстоял молебен Афанасий Никитин, когда сошел на берег средневековой Феодосии (в те времена Кафы), возвращаясь из путешествия в далекую Индию.
Слайд 37
1. Это море раньше называлось Стамбульским.
2. Море в
Индийском океане.
3. Это море раньше называлось Хвалынским
4. Страна, в
которой побывал и которую описал в своих записках русский купец Афанасий Никитин.
5. Город, из которого отправился в своё путешествие Афанасий Никитин.
6. Точное название дневника А. Никитина - « . . . за три моря».
7. Около какого города умер Афанасий Никитин?
Кроссворд.
Ч ё р о е
А р а в й с к о е
К а с п и й с о е
н д и я
в е р ь
х о ж е н е
С м о л е с к
Слайд 38
http://www.encyklopedia.narod.ru/bios/putesh/nikitin/nikitin.html
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=353
http://www.herzenlib.ru/main/source/detail.php?CODE=2009_knigiyubilyri
http://www.herzenlib.ru/main/image/source/2009_kn_ybilclip_image002.jpg
http://claw.ru/book8/1410-4.jpg
http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ru_05_07_t1_2002_f.htm
http://old.tverlife.ru/_content.php?Id=1.2.9
http://www.mdk-arbat.ru/main-book-image/650338
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4642/
http://www.indostan.ru/forum/9_3173_0.html
http://photo.i.ua/user/129042/24800/616226/
http://community.livejournal.com/mychok_ru/515.html
http://xmages.net/out.php/i369581_14.jpg
http://artinvestment.ru/invest/analytics/20091204_macdougalls_results.html
http://www.ogoniok.com/archive/2001/4701/26-10-11/
http://ecoportal.ru/news.php?id=39565
http://www.india.fotoputi.com/rajasthan_bundi_1den.htm
Источники информации:
http://region.library.tver.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=847
Рисунки Виноградова А. В.
В.В.Варжапетян. Повесть о купце,
пегом коне и говорящей птице
Ю. Качаев. За тридевять земель.
Е.
Мурашова. Афанасий Никитин.
Тверская область. Энциклопедический справочник.
Россия. Энциклопедический справочник.
Слайд 39
http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/09/01/021.jpg
http://palekh.narod.ru/b/butorin/butdn_13.jpg
http://bibliotekar.ru/karamzin/0.htm
http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/pic/000095.jpg
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/38287.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post103326309/
http://www.indostan.ru/forum/foto-video/3173/43197_4_o.jpg
http://www.indostan.ru/forum/foto-video/3173/43197_3_o.jpg
http://2.bp.blogspot.com/_EofUIYUCeFU/SsdHfhemtpI/AAAAAAAAB_w/o7zyUJBumM8/s1600-h/vereschagin-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%85+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9+%D0%B2+%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8.jpg
http://photo.i.ua/user/129042/24800/537989/
http://khutorskoy.ru/travel/india/kharidvar/index.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2001/4701/26-10-11/
http://ecoportal.ru/news.php?id=39565
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st068.shtml
http://claw.ru/book8/1410-5.jpg
http://almazzz.com/gde_i_kak_dobivaut/2.html