Слайд 2
И.С. Тургенев
(28.10.1818г – 22.08.1883г)
Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. С детства он видел отсутствие любви между родителями и часто подвергался физическим «методам воспитания».
Но всё же родители дали Тургеневу блестящее образование! С детских лет он свободно читал и говорил на трёх языках – французском, английском и немецком, и приобщался к библиотечным сокровищам. Позднее – воспитывался в пансионах Москвы, закончил Петербургский университет. Получил степень кандидата, а позднее и магистра философии. Посещал лекции в Берлинском университете.
Слайд 3
Усадьба Тургенева
в Спасское - Лутовиново.
Детство его
прошло в Спасском -Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии,
в родовом имении его матери Варвары Петровны . В усадьбе была великолепная библиотека из сочинений русских, немецких и французских классиков XVIII века, которые с упоением читал мальчик. В усадьбе постоянно устраивали спектакли, в которых участвовали хозяева и их гости. Эти годы оставили неизгладимый след в душе писателя. В Спасском он научился любить и чувствовать природу, познакомился с простыми крестьянами, людьми с доброй и вольной душой. Тургенев всегда считал себя многим обязанным Орловщине, ее природе и жителям.
Слайд 4
Сергей Николаевич Тургенев - отец писателя.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича (одна из его многочисленных "шалостей" описана Тургеневым в повести "Первая любовь"). Он умер в 1834 г., оставив трех сыновей - Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея.
1810 год
Слайд 5
Варвара Петровна – мать писателя.
Иван Сергеевич
Тургенев происходил из дворянской среды. Его мать. Варвара Петровна,
она была фактически главой дома, —происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.
Слайд 6
Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и
деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей.
Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее. Пешком ушла она к дяде своему, И.И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове". Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права.
Слайд 7
В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать
детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен
ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе "Слова о Полку Игореве", Д.Н. Дубенском, учителе математики П.Н. Погорельском и молодом студенте И.П. Клюшникове , позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского , писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом - Ф -.
Слайд 8
В 1833 г. 15-летний Тургенев
(такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением
обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет
Тургенев в возрасте 12 лет. 1830 год
Слайд 9
Первое его произведение - драматическая поэма
«Стено», написанная в 1834 году, - не было опубликовано
при жизни писателя. Первым литературным критиком его был профессор русской словесности
П. А. Плетнев, который помог ему опубликовать ранние стихотворения.
Слайд 10
Тургенев в возрасте 20 лет.
1838 год
В 1836
г. Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая
о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия.
Слайд 11
В 1838 году, после успешного, со
степенью кандидата, окончания Петербургского университета, Тургенев уехал за границу,
в Германию, чтобы продолжить свое образование в Берлинском университете, т. к. образование, полученное на родине, считал недостаточным. Спустя 30 лет он признался, что уехал за границу из-за жестокостей крепостничества.
Слайд 12
В 1842 году будущий писатель возвратился
в Россию. Он сдал экзамен по философии, но затем
не захотел делать ученую карьеру. Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел, в котором начали заниматься по поручению Николая I проектом освобождения крестьян от крепостного права, что отвечало сути «аннибаловской» клятвы. Но вскоре Тургенев понял, что канцелярски-бюрократические круги очень далеки от конкретного, практического решения крестьянского вопроса, и в 1845 году он вышел в отставку, чтобы заняться вплотную литературой.
Слайд 13
Тургенев в возрасте 26 лет.
1844 год
В
1844 - 1845-х годах Тургенев пишет первые повести, пробует
свои силы в драматургии. В пьесах «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне» Тургенев касается тем, к которым он обратится позднее: причудливость человеческих судеб, мимолётность человеческого счастья. Эти пьесы с успехом шли на сцене, о них благосклонно отзывалась критика. «Тургенев делал попытку возвысить драму до той вершины, где она соприкасается с областью трагедии повседневности», - писал спустя годы историк русского театра Н. Н. Долгов
Слайд 14
В начале 1847 года в
журнале «Современник» вышел небольшой очерк Тургенева «Хорь и Калиныч»,
который издатель напечатал под заголовком «Из записок охотника». Успех очерка был велик и неожидан для автора. Белинский объяснял его тем, что в этом произведении Тургенев «...зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Хозяйственный Хорь со «складом лица» древнегреческого философа Сократа, с практическим смыслом и практической натурой, с крепким и ясным умом, и поэтически одаренный «идеалист» Калиныч - два полюса крестьянского мира. Они явились не просто представителями своей среды, но яркими и своеобразными характерами. В них писатель показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления.
Слайд 15
Тургенев решил написать еще рассказы, объединенные
в общем цикле «Записки охотника», большая часть из которых
была написана за границей. Они были изданы отдельной книгой в 1852 году и стали не только литературным событием. Они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам в России. Читатели увидели в книге Тургенева резкую критику помещичьего быта России. «Записки охотника» убеждали их в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России.
Слайд 16
Изображение простого русского мужика личностью, «человеком».
Тургенев не был первым из русских писателей, кто писал
о народе. Но подлинно художественным открытием стало изображение простого русского мужика личностью, «человеком». Крестьянские герои Тургенева - люди отнюдь не идеализированные, неотделимые от своего жизненного уклада со своими заботами и нуждами, и вместе с тем всегда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. Писатель с огромной симпатией изобразил простых крестьян, показал, что в условиях нищеты и угнетения крестьяне умели сохранить ум, чувство собственного достоинства, поэтическую и музыкальную одаренность, веру в лучшую жизнь. Вместе с тем Тургенев открыл в русской литературе тему противоречия и контрастов в сознании и морали русского крестьянства. Бунтарство и лакейство, мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, душевная одаренность и равнодушие к собственной судьбе, житейская сметливость и полная безынициативность - все эти свойства существовали бок о бок, часто переходя одно в другое.
Слайд 17
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается
в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель
добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры-помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества
Слайд 18
В «Записках охотника» противопоставлены две России:
официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская,
живая и поэтическая - с другой стороны. Но образ «России живой» в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально-русскими чертами характера. В книге неоднократно подчеркивается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Слайд 19
В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил
Россию как единое художественное целое. Центральная мысль книги -
гармоническое единство жизнеспособных сил русского общества. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямая связь от «Записок охотника» идет к «Запискам из Мертвого дома» Достоевского, «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, «Войне и миру» Толстого.
Тургенев в возрасте 39 лет.
1859 год
Слайд 20
Диапазон творчества Тургенева необычайно широк.
Он пишет произведения (романы, повести, пьесы), в которых освещает
жизнь различных слоев русского общества. Писатель ищет пути, ведущие к преобразованию общественного устройства России. Воля и ум, праведность и доброта, открытые им в русском крестьянине, уже кажутся ему недостаточными для этой цели. Крестьянство отходит на периферию его творчества. Тургенев обращается к людям из образованного класса. В романе «Рудин», написанном в 1855 году, его герои относятся к интеллигенции, которая увлекалась философией, мечтала о светлом будущем России, но практически ничего не могла для этого сделать, а главный герой во многом автобиографичен: он получил хорошее философское образование в Берлинском университете. Рудин блестящий оратор, он покоряет общество блестящими философскими импровизациями о смысле жизни, о высоком назначении человека, но в обыденной жизни он не умеет выясняться ясно и точно, плохо чувствует окружающих. Это роман о несостоятельности дворянского идеализма.
Слайд 21
Еще раз пытается Тургенев найти
героя своего времени в дворянском обществе в романе об
исторической судьбе русского дворянства «Дворянское гнездо», написанном в 1858 году, когда революционеры-демократы и либералы еще вместе боролись против крепостного права, но между ними уже наметился раскол. Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность - отрыв сословия от родной культуры, от народа, от русских корней. Например, отец героя романа Лаврецкого провел всю свою жизнь за границей, во всех своих увлечениях бесконечно далек от России и русского народа. Он является сторонником конституции, но при этом не переносит вида «сограждан» - крестьян. Тургенев опасался, что дворянская беспочвенность может причинить России много бед, предостерегал о катастрофических последствиях тех реформ, которые «не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал».
Лаврецкий в финале романа приветствует молодое поколение: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы» В то время такой финал воспринимался как прощание Тургенева с дворянским периодом русского освободительного движения и приходом ему на смену нового, где главными героями становятся разночинцы. Это - люди дела, борцы за просвещение народа. Их умственное и моральное превосходство перед представителями дворянской интеллигенцией неоспоримо.
Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции». Он чутко улавливал подспудные движения, чувства и мысли «культурного слоя» русских людей и в своих романах воплощал не только уже существующие типы и идеалы, но и едва нарождающиеся. Такие герои появляются у Тургенева в романах «Накануне» (1860 г.) и «Отцы и дети» (1862 г.): болгарский революционер Дмитрий Инсаров и демократ-разночинец Евгений Базаров.
Слайд 22
Роман «Накануне»
У героя романа «Накануне» Дмитрия
Инсарова полностью отсутствует противоречие между словом и делом. Он
занят не собой, все его помыслы устремлены на достижение высшей цели: освобождение родины, Болгарии. Даже его любовь оказалась несовместимой с этой борьбой. Общественная проблематика - на первом плане в романе. «Заметьте, - говорит Инсаров, - последний мужик, последний нищий в Болгарии и я - мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель».
Слайд 23
Роман «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети»
насыщен демократической идейностью. В нем Тургенев изобразил человека в
многообразных и сложных связях с другими людьми, с обществом, затрагивая и социальный, и нравственный конфликты. В произведении сталкиваются не только представители разных социальных групп - либералы и революционные демократы, но и разные поколения. Центральное место в романе занимает конфликт идейных противников: Павла Петровича Кирсанова - представителя «отцов», и Евгения Базарова - представителя «детей». В образе главного героя Евгения Базарова - человека незаурядного ума и способностей, обладающего высокими моральными качествами и благородной душой - мы видим художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии. Вместе с тем Базаров - крайний индивидуалист, беспощадно отрицающий нравственность, любовь, поэзию. В романе он характеризуется как нигилист.
Слайд 24
Тургенев мечтал об объединение общественных
сил для подготовки грядущих перемен. Он писал эти романы
с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его романы послужат делу сплочения общественных сил. Расчет этот не оправдался. А появление романа «Отцы и дети» лишь ускорило процесс идейного размежевания русского общества, вызвав эффект, обратный ожидаемому. Тема двух поколений, двух идеологий оказалась очень актуальной, в печати развернулась бурная полемика. Друзья и единомышленники обвиняли Тургенева в возвеличивании Базарова и принижении «отцов», заискивании перед молодым поколением. Критик Писарев, наоборот, нашел в нем все лучшие и необходимые для молодого революционера черты, которому пока нет простора для его деятельности.
В «Современнике» увидели в образе Базарова злую карикатуру на молодое поколение.
Оскорбленный грубой и бестактной полемикой, Тургенев уезжает за границу. Он намеревается завершить свою литературную деятельность и пишет последние повести - «Призраки» (1864 г.) и «Довольно» (1865 г.). Они проникнуты глубокой скорбью, мыслями о бренности любви, красоты и даже искусства.
Слайд 25
Тургенев в возрасте 53 лет.
1871 год
Все произведения
Тургенева утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в
творчески-созидательную силу искусства. С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки». Писатель избирает период расцвета женщины, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, излучается такой переизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заманчивым обещанием чего-то бесконечно более высокого и совершенного, залогом вечности. Кроме того, все тургеневские герои проходят испытание любовью.
Тургенев написал лирические, во многом автобиографические повести - своего рода трилогию о злом роке, преследующем влюбленных, о том, что влюбленный человек - раб своего чувства - повести «Ася» (1858 г.), «Первая любовь» (1860 г.) и «Вешние воды» (1872 г.). Надо сказать, во многих произведениях Тургенева над человеком торжествуют неизъяснимые высшие силы, распоряжающиеся его жизнью и смертью.
Слайд 26
Последние крупные произведения писателя.
Последними крупными
произведениями писателя стали романы «Дым» (1867 г.) и «Новь»
(1876 г.). В романе «Дым» проявились крайние западнические взгляды Тургенева, который высказал в монологах героя Потугина немало злых мыслей об истории и значении России, единственное спасение которой в том, чтобы неустанно учиться у Запада. Главному герою романа - Литвинову, наблюдающему из окна вагона дым, вдруг показалось, что всё русское, его собственная жизнь - это дым, который «исчезает бесследно, ничего не достигая». Этот роман углубил непонимание между Тургеневым и русской общественностью. Писателя обвиняли в клевете на Россию, критике революционной эмиграции.
Слайд 27
Роман «Новь».
В романе «Новь» Тургенев во
всеуслышание высказался на злободневную тему: нарождение нового общественного движения
- народничества. Главное в романе - столкновения разных партий и слоев русского общества, в первую очередь - революционеров-агитаторов и крестьян. Народники никогда не были близки к народу, но пытаются ему служить. Поэтому их попытки «разагитировать» дремучих крестьян, призвать их к бунту неизбежно приводят к горьким разочарованиям и даже к самоубийству одного из героев. По мнению Тургенева будущее не за нетерпеливыми смутьянами, а за трезвыми сторонниками медленных перемен, людьми дела.
Слайд 28
Историческое прошлое России.
Тургенев в возрасте 56 лет.
1874 год
В конце 60-х - начале 80-х годов Тургенев
создал ряд повестей и рассказов, в которых он обращается к историческому прошлому России («Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин»), таким загадочным явлениям человеческой психики, как гипноз и внушение («Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»), дополнил «Записки охотника» несколькими рассказами, задуманными еще в 40-х годах («Конец Чертопханова, «Живые мощи», «Стучит!»), тем самым упрочив художественное единство книги.
Слайд 29
Циклом «Стихотворений в прозе» (первая часть
была опубликована в 1882 г.) Тургенев как бы подвел
итог своей жизни и творчества. Все ведущие мотивы его творчества нашли отражение в лирических миниатюрах: от песни русской природе («Деревня»), раздумий о России, о любви, о ничтожности человеческого существования, об осмысленности и плодотворности страдания, до гимна русскому языку: «Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» («Русский язык»).
Слайд 30
Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не
только в России. Летом 1879 года он получил известие,
что Оксфордский университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождению крестьян степень доктора права.
Слайд 31
Слава Тургенева.
К концу жизни слава
Тургенева достигла своего апогея как в России, где он
опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе, где критика, в лице самых выдающихся своих представителей - Тэна, Ренана, Брандеса и др. - причислила его к первым писателям века.