Слайд 2
Мать: Варвара Петровна
Отец: Сергей Николаевич
Детство
И.С.Тургенев родился 28 октября
1818 года в городе Орле. Семья будущего писателя жила
деревенской, дворянской, медленной жизнью в обычной обстановке гувернеров и учителей, швейцаров и немцев.
Слайд 3
...Спасское было в то время настоящим
барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и
берёз вели с разных сторон к господской усадьбе... за домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, тёмные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.
В.Колонтаева. «Воспоминания о селе Спасском».
Главный усадебный дом в Спасском-Лутовине
Слайд 4
Университетские годы
1833 - 1837
Московский университет
Образование И.С.Тургенев получает в
Петербургском университете. Часто бывает за границей.
В 1843 г. начинает
печататься. Сближается с В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, А.И. Герценым.
В своих произведениях И.С.Тургенев большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражая свои личные переживания.
Слайд 5
Литературная деятельность Тургенева имела для нашего
общества руководящее значение наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и
Добролюбова
И.С.Тургенев
Портрет работы В.Г.Перова. 1872 г.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «И.С.Тургенев». 1883 г.
Слайд 6
Впервые И.С.Тургенев влюбился в 15 лет в княжну
Екатерину Шаховскую. Свои переживания, страдания отразил в произведении “Первая
любовь”.
В 1840 г. стихотворения “Что тебя я не люблю”, “Луна плывет над дремлющей землею” посвящает Александре Ховриной
Слайд 7
В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.
Был
увлечен Татьяной Бакуниной, часто встречался, написал ряд стихотворений.
И, наконец,
встреча с Полиной Виардо. Эта любовь была восхищением, восторгом. Посвящает ей много стихотворений. (“Стая”)
В этом стихотворении восхищение женской красотой.
Слайд 8
В 1854 г. был увлечен дальней родственницей О.
Я. Тургеневой. Большую роль в его судьбе сыграла Ю.
Вревская.
И.С.Тургенев написал великое множество произведений. И все они – о любви. Не между мужчиной и женщиной, а о всепоглощающей человеческой любви.
Так в одном из стихотворений “Старый помещик” полно выражена одна из главных тем творчества Тургенева – невозможность жить без любви.
Слайд 10
Как для меня значителен 40-й год!..
Станкевич! Тебе я обязан моим возрождением: ты протянул мне
руку и указал мне цель... Я приехал в Берлин, предался науке – первые звёзды зажглись на моём небе – и, наконец, я узнал тебя, Бакунин.
И.С.Тургенев – М.А. Бакунину и А.П. Ефремову. 27, 28, 29 августа 1840 г.
И.С.Тургенев
Акварель К.Горбунова. 1838г.
Н.В.Станкевич
М.А.Бакунин
Слайд 11
Е. А. Плюшар.
Портрет П. Виардо-Гарсиа. Около 1853г
В
будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как
я в первый раз был у Вас... И мне радостно сказать Вам... что встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни...
И.С.Тургенев – П.Виардо
28 октября 1850 г.
Полина Виардо-Гарсия (1821-1910), композитор. Автор романсов, комических опер на либретто И.С.Тургенева, её близкого друга.
Слайд 12
Вы воздвигли себе прочный памятник.. –
«ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
И.А.Гончаров – И.С.Тургеневу.
10 февраля 1868 г.
«Записки охотника» создавались Тургеневым
на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни.
Слайд 13
Иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Художник П.П.Соколов.
Иллюстрация к рассказу
«Бежин луг».
Художник А.И.Лебедев.
«Записки охотника» - это книга о
народной жизни в эпоху господства крепостного права.
«Записки охотника» явились знаменательным событием в творческом развитии Тургенева. «Я рад, что эта книга вышла, - говорил писатель, - мне кажется, что она останется моей лептой, внесённой в сокровищницу русской литературы...»
С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Слайд 14
Тургенев... быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые
в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал
(сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н.А.Добролюбов.
«Когда же придёт настоящий день?». 1860.
И.С.Тургенев. Фотография К.Бергамаско. 1856г.
Группа сотрудников журнала «Современник». Слева направо сидят: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский;
стоят: Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович.
Фотография С.Левицкого. 1856г.
Слайд 15
Могила И.С.Тургенева на Волковом кладбище в Ленинграде. Фотография.
Больной
И.С.Тургенев.
Рисунок К.Шамро. 1883 г.
Слайд 16
Хронология жизни и творчества И.С.Тургенева
В октябре
1819 года в городе Орле родился Иван Сергеевич Тургенев.
Тургенев был родом из дворянской семьи.
В 1827 семья переезжает в Москву, здесь Тургенева отдают в пансион, где он провел около двух с половиной лет.
В 1833 будущий писатель поступил в Московский университет, но спустя год перевелся в Петербургский, который окончил в 1836.
В 1838 в журнале “Современник” печатаются тургеневские стихотворения “Вечер” и “К Венере Медицийской”. В это время Тургенев уже является автором около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматической поэмы “Стено”.
Поездка в Германию выпадает на май 1838 года. Она вызвана извечным желанием писателя пополнить образование, а также с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве. “Николай I” - пароход, на котором плыл Тургенев постигла катастрофа.
В 1842 успешно сдает магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо во время ее гастролей в Петербурге, любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей.
Слайд 17
Рассказ "Ася"
Прогулка. Неизвестный художник. 1849
Слайд 18
Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с
поэтическим и возвышенным чувством любви. Способность глубоко любить Тургенев
считал одним из важнейших качеств человека и многих своих героев подвергал испытанию любовью. Он считал: «Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Добролюбов называл Тургенева «певцом чистой, идеальной женской любви». Тургенев с самого начала своего творчества очень поэтично, с большим лиризмом описывал истинно прекрасное чувство любви. Но самые взволнованные, самые лучшие страницы его книг посвящены расцвету первого юного чувства, сложным душевным переживаниям, сладостному обаянию первой любви и красоте чувств.
Среди прислуги Варвары Петровны Лутовиновой, матери И.С.Тургенева, находилась одна девушка, вольнонаемная белошвейка, Авдотья Ермолаевна Иванова. С ясными и кроткими глазами и тонкими чертами лица, умница и скромница. Она с первого раза приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил ее, полюбил ее робкую походку, тихий голосок, тихую улыбку. С каждым днем она ему казалась все милей.
Тургенев считал: «Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Добролюбов называл его «певцом чистой, идеальной женской любви».
Среди прислуги Варвары Петровны Лутовиновой, матери И.С.Тургенева, девушка, вольнонаемная белошвейка, Авдотья Ермолаевна Иванова.
… с первого раза приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил ее…
Слайд 19
И Авдотья привязалась к барину всей душой.
Когда
так радостно, так нежно
Глядела ты в глаза мои
И лобызал
я безмятежно
Ресницы длинные твои...
Когда луна над пышным садом
Взойдет, и мы с тобой сидим
Перед окном беспечно рядом,
Дыша дыханием одним...
Скажи мне: мог ли я предвидеть,
Что нам обоим суждено
И разойтись и ненавидеть
Любовь, погибшую давно? (“Вариации” Тургенев)
Слайд 20
Но скоро об этой любви узнали все в
помещичьем доме. Поднялся гвалт, крик. Авдотью заперли в чулан,
а вскоре отправили в Москву. Там у неё родилась дочь, Пелагея, очень похожая на отца. Варвара Петровна распорядилась забрать девочку у матери и поселить ее в Спасском. Здесь она и росла — на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Таскала воду для прачек, исполняла грязную работу.
С грустными, тяжёлыми думами покидал тогда Иван Сергеевич Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта верной снежной порошей, скудные нивы, сиротевшие на первом снегу, тянулись вплоть до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи.
Слайд 21
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом
покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица,
давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое. 1843
Слайд 22
План повести «Ася».
I — В городке 3.
II - Знакомство.
III
— «На другое утро...»
IV
- День с Гагиными.
V - «Я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным...»
VI — «А все-таки она ему не сестра».
VII — Внезапное путешествие.
VIII — Рассказ Гагина.
IX — Прогулка с Асей.
X — «Тревожное оживление мне чудилось повсюду...»
XI — «Иногда и видишь беду — да спастись нельзя».
XII - «Неужели она меня любит?»
XIII - Записка.
XIV - Объяснение с Гагиным.
XV - Перемена места свидания.
XVI - Свидание.
XVII - Досада.
XVIII - Аси нет дома.
XIX - Поиски.
XX — Завтра.
XXI - Уехали!
XXII — «Ни одни глаза не заменили мне тех...»
Слайд 23
Нет! Не забыть мне вас, пленительные звуки,
Как первых
сладких слез любви мне не забыть!
Когда внимал я вам,
в груди смирялись муки,
И снова был готов я верить и любить...
Мне не забыть ее.
(А.Н. Плещеев)
Портрет неизвестной в белом платье.
Художник К.А.Горбунов. 1838-1839
Слайд 24
«Ася». Почему? Но какое настоящее имя носит героиня?
Анна
— грация, миловидность, а Анастасия (Ася) - рожденная заново.
Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Оставим этот вопрос открытым, мы ещё вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.
Слайд 25
1-я группа — образ Гагина и пейзаж (вообще);
2-я
группа — образ Аси и описание воздуха, воды, луны;
3-я
группа — образ господина Н. и описание состояния человека.
Дополнительные задания:
Пейзаж не просто фон,
на котором развертываются события.
Пейзаж помогает понять человека.
Слайд 26
Портрет молодого человека
со скрещенными руками.
Художник П. Ф. Соколов.
1830-е годы
Тургенев описал людей,
"лучших среди нас".
Н. Г. Чернышевский
Как зовут нашего героя? Почему Тургенев отказывает ему в имени? Что вы можете о нем сказать? Каковы его занятия, увлечения? В какой момент мы с ним встречаемся? Перед нами человек, переживший несчастную любовь. Может быть, об этой любви будет идти речь?
Автор дает почувствовать читателю, что это не главное в повествовании. А делает он это с помощью иронии (еще одна особенность писателя). (художественные детали: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант»)
Слайд 27
Одним из самых популярных стихотворений в прозе Тургенева
в среде революционной молодежи 70—80-х годов стал «Порог», запрещенный
цензурой и напечатанный в год смерти Тургенева (1883) как прокламация «Народной воли».
Порог
Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю,— отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и сама смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю... Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов — но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
-Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
-Знаешь ли ты,— заговорил он, наконец,— что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! — пронеслось откуда-то в ответ.
Слайд 28
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение: «Ночь
приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали
вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак». (Один предмет сравнивается с другим.)
Метафора: «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось». (Признаки и свойства одного предмета переносятся на другой.)
Слайд 29
Олицетворение: «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько
больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для
тайного совещания». (Признаки живого существа переносятся на неодушевленный предмет.)
Эпитет: «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул». (Яркое, красочное определение.)
Картина пробуждения утра
Слайд 30
Картина пробуждения утра
В олицетворениях: «Свежая струя пробежала по
моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий
ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило».
В метафорах: «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы».
Слайд 31
Эпитеты в картине летнего дня
При существительных: «прекрасный июльский
день»; «небо ясно»; «кроткий румянец» (зари); «солнце светлое, приветно
лучезарное»; «могучее светило».
При глаголах: солнце «мирно всплывает»; «свежо просияет»; «весело и величаво поднимается».
Слайд 32
Странности Аси
II глава
Было что-то свое, особенное
Дичилась
Ни
одно мгновение
не сидела смирно
IV глава
Поливает цветы на развалине.
Как
коза лазит.
Самое изменчивое лицо.
Страсть знакомиться
с людьми круга «низшего».
V глава
Показалась совершенно
русской девушкой.
Что за хамелеон
эта девушка!
VI глава
Полузагадочное существо.
Причины. Гл. VIII. История семьи Гагиных.
Осознает двойственность своего положения.
Искренна, не умеет лукавить.
Естественна.
Она вся – чувства и эмоции.
Слайд 33
Композиция и сюжет повести
Композиция
I Воспоминания Н.Н.
II Знакомство с
Гагиными.
III – VII Продолжение знакомства. «Странности» Аси
VIII История семьи Гагиных
IX – XV Любовь
XVIСвидание и объяснение
XVII – XX Переживания героя. Ночь после объяснения.
XXI Утро после свидания. Уехали!
XXII Воспоминания Н.Н.
Сюжет
Завязка
Развитие событий
Кульминация
Кольцевая композиция
Слайд 34
Главный герой повести – Н.Н.
25
лет
Был молод.
Меня занимали исключительно люди.
Искал уединения.
Был поражен в сердце молодой вдовой.
Романтик в душе.
«Сестра ли она ему?»
Крылья любви.
Обсуждает с Гагиным отношения с Асей.
Не решился признаться.
«Завтра буду счастлив!»
Будущее казалось беспредельным.
Боязнь ответственности.
45 лет
Молодость ест пряники золоченые…
О, я безумец!Я не сказал ей, что я ее люблю.
Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!
Храню цветок гераниума…
Светлые воспоминания.
Слайд 35
В 1878 г. Тургенев работает над “Стихотворениями в
прозе”
– Что такое вообще стихи в прозе?
Казалось бы, это
совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
– Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
Лиризм, передающий настроение автора.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
Характер исповеди.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Острая наблюдательность.
Музыкальность.
Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.