Слайд 2
Цель моей исследовательской работы:
выявить, как краткие, но обобщающие
описания внешности Пугачева, иногда происходящие под влиянием душевных волнений,
характерны для создания портрета Пугачева.
Слайд 3
Задачи исследования:
выявить, почему А.С. Пушкин отводит такое большое
место портрету Пугачева в повести «Капитанская дочка»;
проследить, как описание
портрета героя раскрывают его внутренний мир.
Слайд 4
Объект исследования:
повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 5
Гипотеза:
чем больше мы изучаем живой портрет вождя крестьянского
восстания, тем больше не перестаем удивляться незаурядной натуре этого
человека.
Слайд 6
Самым значительным во сне Гринева был мужик с
черною бородой.
Слайд 7
Противоречивость, несоединимость черт в портрете «вожатого» настораживает и
заставляет с особым вниманием относиться к каждому штриху его
портрета в дальнейших ситуациях повести.
Слайд 8
Эти «сверкающие глаза» еще один штрих к намеченным
выше чертам портрета Пугачева – вожатого.
Слайд 9
«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и
широкоплеч. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был
оборванный армяк и татарские шаровары».
Слайд 10
На протяжении всего повествования о Пугачеве Гринев отмечает
изменчивость и подвижность его лица и какую – то
неразгаданность его
Слайд 11
В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в
степи, окружающей крепость, в самой гуще вооруженной толпы.
Слайд 12
Здесь Пугачев выступает как военачальник, как вождь. Об
этом говорит и его красный кафтан, белая лошадь, обнаженная
сабля.
Слайд 13
«Пугачев сидел в креслах комендантского дома. На нем
был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка
была надвинута на его сверкающие глаза».
Слайд 14
«Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком». Через
минуту Иван Кузьмич был вздернут на воздух.
Слайд 15
«Пугачев опять махнул платком, и добрый поручик повис
подле своего старого начальника».
Слайд 16
О «страшном лице» Пугачева великий поэт сказал на
первых же страницах своей повести, во сне Гринева.
Слайд 17
«Ястребиные» по существу не что иное, как хищные
глаза, т.е. страшные.
Слайд 18
В лице Пугачева нет здесь никакой противоречивости, никакой
двойственности
Слайд 19
Портрет Пугачева на военном совете Пушкин дает в
окружении соратников из казацких старшин.
Слайд 20
В следующей картине Пугачев слит со своими товарищами
в общем высоком чувстве. Чувство это рождено песней: общий
высокий тон повести связан с песней.
Слайд 21
Портрет Пугачева, когда он остался «глаз на глаз»
с Гриневым, очень выразителен.
Слайд 22
Выражение плутовства и насмешливости на лице Пугачева, вероятно,
было рождено тем, что он чувствовал свою власть над
Гриневым, ощущал свою силу и слабость другого.
Слайд 23
Заразительный смех Пугачева прорвал плотину недоверия, сблизил Гринева
с Пугачевым.
Слайд 24
То, как он хмурится, как одобрительно хлопает Гринева
по плечу, вызывает симпатию к этому умному, по -своему
глубоко понимающему людей и жизнь человеку.
Слайд 25
На протяжении всей повести Пушкин подчеркивает у Пугачева
большую, чем у его соратников душевную щедрость, великодушие и
понимание людей.
Слайд 26
В повести «Капитанская дочка» ученый – историк и
великий художник Пушкин создал широкую картину бушевавшей в конце
XVIII в. пугачевщины. На этом фоне он нарисовал замечательную фигуру вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, живые и яркие портреты которого помогли читателю заглянуть в его духовную жизнь.