Слайд 2
Боевой офицер, Катенин становится членом "Союза спасения", а
в 1817 - одним из руководителей Военного общества -
тайной декабристской организации. В 1820, будучи полковником лейб-гвардии Преображенского полка, по политическим мотивам отправлен в отставку, в 1822 выслан из Петербурга.
Долгие годы он провел в деревне, оторванный от литературной и общественной жизни, после разгрома декабристов лишенный единомышленников. В начале 1830-х Катенин пытался при содействии Пушкина вновь вернуться к литературной деятельности; писал стихи и статьи, стремясь решить проблемы народной жизни (идиллии "Дура", "Инвалид Горев").
Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик, режиссер и театральный педагог (среди его учеников - В. А. Каратыгин).
Умер в родном имении Шаево 23 мая (4 июня н.с.) 1853 г
Слайд 3
Биография
Получил домашнее образование. С 1806 года числился на службе в
Министерстве народного просвещения. В 1808—09 годах посещал салон А. Н. Оленина; познакомился
с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским. Участвовал в любительских спектаклях.
С 1810 года на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов.
С конца 1816 года член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 году по политическим мотивам отстранён от службы, уволен в отставку. В 1822 году за публичный скандал во время театрального спектакля по распоряжению императора был выслан из Санкт-Петербурга. Три года провёл в деревне.
Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 году прах перенесён в Чухлому.
Слайд 4
Творчество
Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона,
Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера, отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана.
В переработке Катенина ставилась трагедия Тома́ Корнеля «Ариадна» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 — «Ольга» (вольный перевод балладыГ. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов иВ. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.
В 1810—1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина, П. Корнеля, других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин)
Слайд 5
Литературная деятельность Катенина Павла Александровича была неотделима от его активной
общественно-политической работы. Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского
театра, выступая как драматург, переводчик, критик и режиссер. Стихи Катенина часто затрагивали проблемы народной жизни.
Слайд 6
Ранняя весна на родине
Прямятся ольхи на холмах,
И соловьиные
журчат и льются песни,
И скромно прячется на молодых лугах
Душистый
гость, весны ровесник…
Седеют ивняки пушистым серебром;
Еще смолист и липнет лист березы,
Круглятся капельки росистые, как слезы,
И запад ласково алеет над Днепром…
Уж озимь, огустясь, озеленила пашни;
Касатка вьется подле башни;
И вот, отлетные за дальний океан
Опять к родным гнездам летят из чуждых стран!
Весна!.. и кое-где блестят отрывки снега…
Вдали Смоленск, с своей зубчатою стеной!..
Откуда в душу мне бежит такая нега?
Какой-то новый мир светлеет надо мной!..
О, буду ль я всегда таким питаться чувством?
Зовет, манит меня тот смутный дальний шум,
Где издевается над сердцем колкий ум,
Где клонится глава под тучей скучных дум, —
Где всё природное поглощено искусством!..
Слайд 7
МОСКВА.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И
посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь
ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Эта матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!