Слайд 2
Мои ученики будут узнавать новое не только от
меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача
– помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И.Г.Песталоцци
Слайд 3
В 1999 году окончила Ленинградский государственный областной университет
г. Пушкина
С 2002 по 2010 годы работала в МДОУ
№ 26 п. Назия.
С 2003 по 2004 годы прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по программе «Специальная психология».
Первый опыт моей преподавательской деятельности пришёлся на 2010 – 2012 годы в МБОУ «Назиевская ООШ» в качестве учителя начальных классов.
С 2012 года по настоящее время работаю в МКОУ «Путиловская ООШ».
Слайд 4
I. Информационная часть
В XXI веке произошли значительные изменения
в сфере образования.
Принятие нового образовательного стандарта в начальной
школе повлекло за собой пересмотр традиционной системы образования, существующей ещё с советских времён.
В основе нового образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
Слайд 5
II. Актуальность опыта
В самом начале своего пути
мне довелось работать сразу с третьеклашками – моими первыми
учениками. Я училась вместе с ними, так же, как и они, совершала ошибки. Чтобы их было меньше в моей работе, я начала заниматься самообразованием, искала новые формы работы, изучала различные методы и приёмы обучения и воспитания.
Начав преподавать, я сразу же отметила, что устные предметы даются ребятам не так легко, как хотелось бы. Казалось бы, что тут сложного? Читай, рассуждай о прочитанном, высказывай своё мнение, но не тут-то было.… Даже в общении друг с другом ребята затруднялись выражать свои мысли: они использовали слова-паразиты, междометия, делали длительные паузы, подбирая то или иное слово. На уроках литературного чтения стеснялись читать перед аудиторией, а особенно переживали, когда проверяли технику чтения.
Слайд 6
2.1 Причины отказа от чтения
Книга перестала быть главным
источником информации, появился Интернет, который целиком и полностью поглотил
детское сознание;
Появилось много развлекательной литературы – красочной, лёгкой, но не познавательной, не заставляющей ребёнка думать, размышлять, сопереживать;
Усложнение школьной программы, появление новых предметов;
Большинство родителей сами не читают и не прививают это ребёнку.
Слайд 7
2.2 Работа с родителями
Чтение – сложнейший мыслительный процесс.
Умение читать – это приобретённый навык правильного, беглого, выразительного
и осмысленного чтения.
1 этап – побуквенное чтение;
2 этап – отрывистое слоговое чтение;
3 этап – плавное слоговое чтение с переходом в чтение целыми словами;
4 этап – чтение словосочетаниями и предложениями.
И только овладев последним этапом чтения, ученик сможет в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции.
Слайд 8
Я предложила найти время для семейного чтения, во
время которого родители не только будут помогать овладевать своим
детям навыками «взрослого» чтения, но и обсуждать прочитанное.
Новизна состоит в том, что традиция семейного чтения, безвозвратно ушедшая в прошлое, найдёт новое воплощение и засияет новыми гранями.
Слайд 9
2.3 Системно-деятельностный подход
Урок литературного чтения – коммуникативное событие
Урок - это трудоёмкий процесс, процесс сотрудничества ребёнка и
учителя.
Главным результатом урока должно быть изменение духовного содержания ребёнка.
Учитель выступает в роли «посредника» между изучаемым автором и учениками. В дружеской атмосфере, за «круглым» столом, происходит закладывание «фундамента» будущего читателя. На таких встречах у детей появляется желание узнать больше об изучаемом авторе и самостоятельно прочитать что-то сверх школьной программы.
Слайд 10
Первый урок и всю свою дальнейшую работу я
выстраиваю в системе деятельностного подхода. Такой урок имеет постоянную
психологическую структуру и начинается с особой ситуации – установления психологического контакта между мной и моими учениками. Важна атмосфера, в которой происходит знакомство. Важно, чтобы ученики почувствовали доброжелательный настрой и доверились мне.
Когда начались рабочие будни, я предложила своим ребятам каждый день начинать с добрых пожеланий друг другу, начинающихся на букву, которую мы изучаем или будем изучать. Это новшество очень понравилось моим ребятам, и они без напоминания каждый урок желают друг другу удачи.
После установления межличностного контакта можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. При знакомстве с авторскими произведениями я устраиваю «встречу» с автором. Знакомлю учеников с его биографией: стараюсь рассказать об интересных фактах его жизни и творчества.
Слайд 11
Знакомлю я ребят не только с автором, но
и с тем временем, в которое он жил. С
той атмосферой, которая царила в ту эпоху: музыка, песни, фильмы и др. Используя это ноу-хау, я заметила, как у детей загораются глаза, у них появляется не только желание прочитать новое произведение, но и узнать как можно больше о том времени: посмотреть старый фильм, послушать песни, узнать много интересного. После занимательного путешествия в мир художника слова, мы начинаем знакомиться с его произведениями.
Слайд 12
Часто в процессе знакомства с произведениями, ребёнок сталкивается
с тем, что не понимает смысл некоторых слов, а
значит и смысл текста. Нужно помочь ему в толковании непонятных слов, тем самым обогатив словарный запас ребёнка и дав возможность осознать суть прочитанного.
Слайд 13
Как это сделать?
Проводить речевую разминку, которая
будет включать в себя не только артикуляционные упражнения, но
и незнакомые слова;
Работа с дидактическими текстами. С их помощью ребята научатся членить предложения на части (речевые звенья) и находить в них ключевые слова (они, как правило, отвечают на вопросы: о чём говорится и что говорится в тексте?) Познакомятся с такими понятиями, как пауза, тактовое ударение и др.
Слайд 14
Чтобы ребёнку было интересно воспринимать и осмысливать новое
произведение, я создаю проблемную ситуацию, стараюсь заинтриговать ученика. Он
должен понимать, что новый текст не только должен быть прочитан, но и исследован.
В тексте должна быть спрятана некая загадка, которую предстоит разгадать. С помощью приёма антиципации это несложно сделать.
Антиципация – предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности
Слайд 15
Приёмы
Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв
(хорошо, если слова будут связаны с фамилией изучаемого автора):
по…, …каз, оре…ки, …омар, леш…й, учё…ый – Пушкин
Составление фамилии автора из подчёркнутых букв: п а о р м н с г т и к ш л я ю щ э в р т м и ж д п у н - Пришвин
Исключение иностранных букв: Е W N Y L С R V Y E Z S Q Н J R D F G И L I J H – Есенин
Исключение повторяющихся букв: Д м и д л т а с у в р и л г ш о т с у а в г к о – Маршак
Слайд 16
Важно, чтобы каждый урок литературного чтения носил диалоговый
характер обучения. Только в процессе диалога ученик самостоятельно «находит
новое знание».
Слайд 17
Формы работы
фронтальная
парная
групповая
комбинированная
индивидуальная
Слайд 18
Самое важное на уроках литературного чтения, это приблизиться
к разгадке авторского замысла. Не обязательно полное совпадение точек
зрения. Главное, чтобы учитель приблизил своих учеников к авторской идее. В этом помогает ещё одна моя находка: демонстрация опыта по теме.
Заканчивается урок рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие в учениках. Важно, чтобы ребёнок проговорил, что он понял в ходе исследования. А лучше, чтобы в ходе игровой паузы, показал это своими знаниями.