Слайд 3
О вы,
напоминающие
о Господе,- не умолкайте!
Исайи*, гл. 62, ст. 6
Слайд 8
ДУХОВНЫЙ СВЕТ СТРАНИЦ ПОВЕСТИ И.С.ШМЕЛЁВА
«ЛЕТО
ГОСПОДНЕ»
«Надо… утешаться, очищаться, лечиться им» (И.А.Ильин).
Слайд 9
Каким же был человек,
показавший нам
Православную Русь
–
из сердечной глубины
верующего ребёнка?
Слайд 11
Я возвращуся к вам,
поля моих отцов, -
Дубравы мирные,
священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам,
домашние иконы!
О дом отеческий! о край,
всегда любимый!
Родные небеса!..
Е. Баратынский.
Слайд 12
Мечту о возвращении на родину писатель Иван Сергеевич
Шмелев
смог осуществить только в своих произведениях . Москвич, воспитанный
укладом русской жизни, любящий русский народ, он
жил вдали
от России с 1922 года.
Слайд 13
Желание писателя вернуться в Россию осуществилось – к
нам возвращаются его книги. Так продолжается вторая, уже нетленная
жизнь Ивана Сергеевича Шмелёва на родной земле.
А 30 мая 2002 года прах Шмелёва был торжественно перевезён из Франции в Москву, на кладбище Донского монастыря, где похоронены самые близкие его люди – дед и отец.
Слайд 14
В названии произведения заключена его
идея. Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное,
дающее нам бурную весну, знойное лето, прощальную красавицу-осень и благодатную снежную зиму; и другое солнце, духовно-православное, дающее нам весною праздник Светлого Христова Воскресенья, летом и осенью- праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу- долгожданное Рождество и духовно бодрящее Крещение. Иван Сергеевич Шмелёв показывает нам, как накладывалась эта череда двусолнечного вращения на русский быт, как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти строки Года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда и заглавие «Лето Господне». Это сама Россия. Это вековечный ритм её молитвы и труда.
Заглавие повести
Слайд 15
Сюжет
Изначально слово «лето» имело в русском языке два
значения: лето - самая тёплая пора года и единица
исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и словосочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, радость бытия. Таким летним благословенным днём, по мнению И.С.Шмелёва, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом – светом Божественного присутствия.
Слайд 16
Действие повести движется
по кругу: от Великого поста к Масленице, после которой
снова Великий пост.
Один из главных героев повести – мальчик Ваня, наблюдающий и постигающий жизнь. Ребёнок знакомится с миром взрослых, прошедших путь духовного возмужания людей.
Слайд 17
Дорога - символ вечного
движения к покаянию...
Когда
мы читаем повесть, удивляемся простоте и точности записей Шмелёва:
нигде нет никаких украшений для красного словца и большого эффекта: полное отсутствие живописных метафор, образов, сравнений. Всё деловито, сжато, подлинно. И только образ дороги, ведущей человека к Храму, как живая, ощутимая ткань русского бытия, возникает из шмелёвского слова…
Слайд 18
Композиция
Если открыть оглавление повести «Лето Господне» и перечислить
названия глав, то будет ясно, что в основе произведения
– русский месяцеслов. Здесь православные праздники, Троицын День, Постный рынок, Вербное воскресенье, Масленица, Крестный ход.
Слайд 19
За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется
празд-
ник, иначе называемый Вербным воскресением.
Освящение вербы бывает и
в сам праздничный день, и
накануне во время вечерней службы. Освященные
ветви раздаются молящимся, и с ними, при возжённых
свечах, верующие стоят до конца службы.
Слайд 20
П а с х а -
самый любимый праздник
Вани- главного героя повести.
Слайд 21
…Я рассматриваю подаренные мне пасхальные яички. Вот хрустально-золотое,
волшебное. Вот фарфоровое, с цветочками. Я прижимаю их к
груди, и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
Слайд 22
Язык произведения богат, так как автор
умеет придавать вещам жизнь, которую чувствует читатель. Знакомясь с
героями повести, мы не только думаем - мы видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, какой он нам предлагает... Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелёва в русской литературе. По словам А.И.Куприна Шмелёв - изо всех русских самый распрорусский, да ещё и коренной москвич, с московским говором, с московской свободой духа…
Слайд 23
Высота - то кака… Всю Москву видать. Весь
Кремль золотисто-розовый над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там-
Святое… Стены с башнями, чтобы враги не вошли. Святые сидят в соборах. Окна сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Всё – в золотистом воздухе… Что во мне бьётся так, наплывает в глазах туманом? Это моё - я знаю. И стены, и башни, и соборы… и эта моя река, и чёрные полыньи, и лошадки, и заречная даль посадов… - были во мне всегда. И всё я знаю. И дым пожаров, и крики, и набат… - всё помню! Бунты и топоры , и плахи, и молебны… - всё мнится былью, моею былью, всё это в моей памяти…
Слайд 24
И звонят колокола над Москвой, над всей Россией
великой… И слышу я в их звоне главное:
ПОМ – НИ!
ПОМ – НИ!
ПОМ – НИ!
Слайд 25
Мир Божий – это богатый мир: «У Бога
всего много». Лето Господне всегда благодатно. Православие у Шмелёва
несёт идеалы святости, добра и красоты. Писатель говорит о даре православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры свой быт и труд, природу и смерть… Таков дух Руси. Это уже не литература…Это душа просит. Это утоление голода духовного.
Выводы
Слайд 26
И.С.Шмелев считает, что главная роль в становлении
ребенка принадлежит семье, ее духовным традициям, святыням
Слайд 27
И.С.Шмелев - глубоко верующий человек, тонкий
психолог. Он видит смысл своей жизни в служении родной
земле, в поддержании обрядов, верований народа, в памяти о своих предках
Слайд 28
Читайте Шмелёва…
Неупиваемая чаша.
Солнце мёртвых.
Человек из ресторана.
Пугливая тишина.
Богомолье.
Лето Господне.
Это
было…
Стена.
История любовная.
Пути небесные.
Старый Валаам.
Небывалый обед.
Няня из Москвы.
Мартын и Кинга.
Про
одну старуху.
Росстани.
Виноград.