Слайд 2
Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких страниц истории
русской литературы XX века, сама судьба этого человека и
поэта глубоко символична.
Слайд 3
Ранние периоды творчества
А.Твардовский вошел в литературу в середине
1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую
деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму"
В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:
"Вместо этой дедовской плесени
Из угла будет Ленин глядеть".
Слайд 4
«Страна Муравия»
Итогом этого раннего периода стала поэма "Страна
Муравия". Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и
свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато.
Слайд 5
«Крутой поворот» в творчестве А.Т.Твардовского
Поворотными для поэта А.Твардовского
стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым
корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество.
Слайд 6
Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой
жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и
из армейского, военного быта (см., например, стихотворение "Армейский сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...".
Слайд 7
Философское осмысление человеческой жизни
В стихах поэта военных лет
звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной
трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две строчки". Это стихотворение о бойце-парнишке, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
"Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу..."
Слайд 8
"Я убит подо Ржевом".
Уже после войны, в 1945-46
годах, Тваровский создает, может быть, самое сильное свое произведение
о войне - "Я убит подо Ржевом".
Слайд 9
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории
войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение -
это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской.
Слайд 10
"Василий Теркин"
В годы войны создана А.Твардовским и самая
знаменитая его поэма «Василий Теркин».Его герой стал символом русского
солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях.
Слайд 11
Вместе с тем Теркин - это не абстрактный
идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В
его образе соединились литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором
Слайд 12
«Новый мир»Твардовского
А.Твардовского, его стихи 50-60-х годов - одна
из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Нельзя хотя
бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир", который редактировал А.Твардовский, так и вошел в историю литературы как "Новый мир" Твардовского.
Слайд 13
Поздняя поэзия
Лирический герой его поздней поэзии -
это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о
времени, например, в стихотворении "Некогда мне над собой измываться...", где главным спасением человека от беды становится труд, творчество.
Слайд 14
Тема исторической памяти
И все же главная, самая больная
для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его
лирику 1950-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:
"Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе -
Остались там и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь -
Речь не о том, но все же, все же, все же..."
Слайд 15
Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком
смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.