Слайд 2
Исторические события
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Первая русская революция 1905-1907
Первая мировая война 1914-1917 г.г.
Февральская революция 1917 г.
Октябрьская революция
1917 г.
Гражданская война 1918-1922 г.г.
Коллективизация 1929-1932 г.г.
Слайд 3
Исторические события
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
ХХ съезд партии
коммунистов 1956 г.
Участие в Афганской войне 1979-1989
Перестройка 1985-1991
г.г.
Распад СССР 1991г.
Первая Чеченская война 1995-1996 г.г.
Бескровная революция с 1991 до 2000 г.
Слайд 4
Периодизация литературы ХХ века
90-е годы ХIХ века-середина 20-х
годов ХХ века – эпоха серебряного века.
20-30-е годы ХХ
века –утверждение соцреализма в литературе.
40-50-е годы – расцвет соцреализма в литературе.
50-80-е годы – между двумя оттепелями.
С 1985 по сегодня –современная литература
Слайд 5
Обзор русской литературы 20-х гг ХХ века.
Слайд 6
Общественно-политические события, повлиявшие на развитие литературы :
Октябрьская революция;
гражданская
война;
I мировая война;
НЭП;
политика военного коммунизма.
Слайд 7
О первой мировой войне.
ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.
ЗА
ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС
СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…
РЕШИЛ ЛИШЬ
В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.
Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…
ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-
БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.
С.А. ЕСЕНИН
«АННА СНЕГИНА».
Слайд 8
Об Октябрьской революции
В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА
ИГОЛКА:
СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА
ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ…
МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ
ЗНАМЯ СВОБОДЫ,
МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ,
НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ!
НАДЕЖДА ТЕФФИ, «ПЧЁЛКИ»
Слайд 9
О Гражданской войне
ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,
В НАДЕЖДЕ
ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ –
ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ.
СЫН НА ОТЦА
ПОШЕЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ,
МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.
Слайд 10
Политика военного коммунизма
В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ
ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ
ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА.
В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ,
ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ
СПЕШИЛА.
Слайд 11
Особенности литературы
20-х гг. ХХ века.
Революция и гражданская
война разделили литературный процесс после 1917 года на 3
направления:
Эмигрантская литература
«Потаенная» литература
Советская литература.
Слайд 12
Эмигрантская литература
В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию
миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
Эмигрировали
писатели И. Бунин, Е.Замятин. А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.
Оказавшись на чужбине, не забыли язык и культуру, создали в изгнании литературу диаспоры, русского рассеяния.
Слайд 13
«Потаенная» литература
Создавалась художниками, которые не имели возможности или
же принципиально не хотели публиковать свои произведения.
Это были
произведения, написанные в стол
А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Ахматова «Реквием»
Слайд 14
Советская литература
создавалась в нашей стране, публиковалась и находила
путь к читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на
себе самое мощное давление политического пресса.
Слайд 15
Литературные направления 20-х гг. ХХ века.
I. Реализм.
Реализм
пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым
философским, эстетическим реалиям.
Обновленный реализм.
Социалистический реализм - новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
II. Модернизм
рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы»)
фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
развивает сатиру (Зощенко М.).
Слайд 16
Литературные группировки
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 17
1.РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
1925-1932 гг.
Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном
посту»
Представители А. Фадеев «Как закалялась сталь», Д. Фурманов «Чапаев»,А. Серафимович «Железный поток».
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе.
Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – были «классовыми врагами» , Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
Д. Фурманов А.Фадеев А. Серафимович
,,
Слайд 18
2. ЛЕФ - левый фронт искусств
1922-1929 гг.
Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители –
Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Слайд 19
3.Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская
страна»
Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание
образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
Слайд 20
4. «Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг
Печатный
орган – журнал «Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э.
Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
Слайд 21
4. ОБЕРИУ – объединение реального искусства
литературно –
театральная группа.
1927-1928 гг.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий,
А. Введенский.
Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Слайд 22
5. Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В.
Инбер, В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко,
сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
Слайд 23
6. «Серапионовы братья»
литературная группа.
1921 г.
представители – К.
Федин, В. Каверин, М. Слонимский, М.Зощенко.
Идеи: «поиски приемов овладения
новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Слайд 24
7. ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
русская литературоведческая
школа.
1914-1925 гг.
Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Слайд 27
Расцвет русской драматургии
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
Е. Замятин — «Блоха»;
В. Маяковский — «Клоп»
Слайд 28
Главная тема в литературе - изображение революции и
гражданской войны:
Военные события романтизированы:
А.Фадеев «Разгром»
Д.Фурманов «Чапаев»
А.Серафимович «Железный поток»
Н.Островский «Как
закалялась сталь»
Военные события показаны как ужасное событие:
М.Булгаков «Бег», «Дни Турбиных»
И.Бабель «Конармия»
И.Бунин «Окаянные дни»
М.Горький «Несвоевременные мысли»
Слайд 29
М. Зощенко. Рассказы
А. Платонов «Город Градов»
М. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца».
Е. Замятин «Мы»
И. Ильф и Е.
Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
Тема сатирического изображения действительности: