FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Навигация по игре
Удачи!
Ивану Ивановичу
Пущину
Василию Андреевичу
Жуковскому
Гавриилу Романовичу Державину
Гавриила Романовича Державина
Няне
Арине Родионовне
Бабушке
Марии Алексеевне
Дяде
Никите Козлову
Об Александре
Ивановиче Галиче
О Федоре Матвеевиче
фон Гауеншильде
Об Егоре
Антоновиче
Энгельгардте
Вольтер
Константину
Николаевичу
Батюшкову
К.Н.Батюшкова
М.В.Ломоносова
В.А.Жуковского
К.Н.Батюшкова
Г.Р.Державина
И.А.Крылова
Державин, Жуковский, Батюшков
К.Н. Батюшкова
П.А.Вяземский
Г.Р.Державин
Дениса Давыдова
Дениса Давыдова
В.Л.Пушкина
Г.Р.Державина
Денису Давыдову
Денис Давыдов
Денис Давыдов
К.Н.Батюшков
Н.О.Пушкина
С.Л.Пушкин
Н.М.Карамзин
И.И.Дмитриев
В.А.Жуковский
Николая
Михайловича
Карамзина
И.И.Дмитриев
Н.М.Карамзин
К.Н.Батюшков
Гаврил
Романович
Державин
Вольтера
Байрона
Мольера
Жан Батист
Поклен Мольер
М.В.Ломоносов
Г.Р.Державин
Участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади 14 декабря, арестован 16 декабря. Приговорён к смертной казни, замененной 20 годами каторги в Туринске и Ялуторовске.
С 1839 находился на поселении. После амнистии 1856 из-за болезни получил разрешение вернуться в Петербург. Умер в с. Марьино бывшего Бронницкого уезда; похоронен в Бронницах.
Иван Иванович Пущин
Батюшков стал главой так называемой «лёгкой поэзии», требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя. Программным произведением явилось послание «Мои Пенаты». Патриотическим чувством проникнуто написанное во время Отечественной войны 1812 послание «К Дашкову». Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона.
К числу лучших стихотворений Батюшкова принадлежат «Мой гений», «Таврида», «Умирающий Тасс», переводы из греческой антологии, «Подражания древним»» А. С. Пушкин восхищался музыкальностью его стиха, В. Г. Белинский — его «пластикой», «скульптурностью»» Батюшков писал и в прозе (очерки, статьи о литературе и искусстве).
Гаврила Романович Державин
С 1777 состоял на статской службе в Сенате. С 1784 Олонецкий, в 1785—89 Тамбовский губернатор. В 1791—93 Державин статс-секретарь императрицы Екатерины II, с 1793 — сенатор. В служебной деятельности проявлял «ревностность», честность, справедливость, при этом был крайне неуступчив, что приводило его к столкновению с вышестоящими лицами, включая Екатерину II, Павла I и Александра I.
Литературная деятельность Державина началась еще во время службы в Преображенском полку. В 1780-е гг. в поэзии Державина значительное место занимает образ Екатерины II. Однако позднее он разочаровался в императрице и в поисках положительного героя обратился к фигурам П. А. Румянцева и А. В. Суворова («Водопад» , «Снегирь»).
Новаторство поэзии Державина состоит в первую очередь в соединении в одном стих. разных тем и тональностей (одических и сатирических, гражданственных и философских), эмоциональности, сравнительной простоте языка. Лирика Державина во многом автобиографична. Лирическому героя одновременно свойственны ощущение смерти, подстерегающей человека и чувственное наслаждение красотой жизни. В последние годы жизни Державин, окруженный ореолом славы, обращается к драматургии, хотя у современников они успеха не имели.
В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.
После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове»,женских образов романа «Арап Петра Великого».
Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной. После смерти Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна, однако в 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска.
Арина Родионовна Яковлева
В 1801 вместе с А.И. Тургеневым, А.Ф. Воейковым, А.Ф. Мерзляковым организовал Дружеское литературное общество, сыгравшее заметную роль в становлении русского литературного романтизма. В том же году Жуковский поступил в московскую Главную соляную контору, но, тяготясь службой, в 1802 уехал в своё тульское имение.
Приняв предложение стать редактором журнала «Вестник Европы», в 1808 вернулся в Москву, жил в здании Благородного пансиона, в 1810—1811 г.г.— в доме С.М. Соковнина. Во «второй московский период» поэт начал цикл своих знаменитых баллад («Людмила», 1808, «Светлана», 1808—12, «Кассандра», 1809, и др.), опубликовал сентиментально-романтическую повесть «Марьина роща» (1809).
В 1811 покинул Москву, но с началом Отечественной войны 1812 вернулся и состоял при штабе М.И. Кутузова. По болезни уволившись из армии в январе 1813, Жуковский жил в тульских имениях, с 1815 — в Петербурге. В Москве в последний раз побывал в январе 1841.
Только в 1841, в возрасте 57 лет, поэт обрел семью, женившись на дочери своего друга, Елизавете Рейтерн. Родились дети, но болезнь жены заставила семейство выехать в Германию. Там-то и его настиг недуг, по причине которого он вскоре уже не мог брать перо в руки. 12 апреля 1852 поэта не стало. Похоронили его в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры неподалеку от могилы его учителя и друга Карамзина
Василий Андреевич Жуковский
Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся ее красотой. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым, подчеркивая ее необычное происхождение.
С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась 28 сентября 1796 года в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединили их судьбы на 40 лет. Кроме сына Александра у Надежды Осиповны и Сергея Львовича были дети: Ольга, Николай, Лев. Другие же дети - Павел, Михаил, Платон и София - умерли в младенческом возрасте. Она, более чем муж, занималась воспитанием детей. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра. Во время михайловской ссылки поэта, заботясь о его здоровье, она хлопотала о разрешении Пушкину выехать из деревни для лечения, потом радовалась его приезду в Петербург в мае 1827 года.
Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти «жаловался на судьбу» за то, что он так недолго «пользовался нежностью материнскою». Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом. Надежда Осиповна умерла в 1836 году.
Мария Алексеевна жила в семье Пушкиных, заведовала их хозяйством и в детстве была для Пушкина надежной защитой и мелочной муштровки: когда становилось невтерпеж, Пушкин убегал к ней, забирался в ее корзину для рукоделия — и там его никто не смел тревожить. Она была первой наставницей Пушкина в русском языке: Дельвиг восхищался ее письмами, ее сильным, простым, выразительным слогом. Мария Алексеевна баловала внука без меры, что нашло отражение в его стихах:
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвиге Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Мария Алексеевна Ганнибал
Есть свидетельства, что Никита не только был знатоком и передатчиком сказов и былин, но и создавал по их мотивам с Соловьями Разбойниками и Ерусланами собственные стихи. Не здесь ли одна из причин родства опекуна и его питомца.
На долю его выпала печальная участь - перенести раненого на дуэли Пушкина из кареты в квартиру. Жандармский офицер Ракеев, по долгу службы сопровождавший гроб Пушкина, рассказывал: «Человек у Пушкина был... Что за преданный был слуга. Смотреть было даже больно, как убивался. Привязан был к покойнику, очень привязан. Не отходил почти от гроба: не ест, ни пьет».
Пушкин называл своего дядьку – «благообразный служитель».
Никита Тимофеевич Козлов
С 1814 года - начальник Комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве, с 1817 года в отставке. В совершенстве владея французским языком, Сергей Львович хорошо знал произведение французских классиков, следил за современной отечественной литературой, писал «салонные» стихи. Он был душой светского общества, остроумен неистощим в каламбурах. Питая отвращение ко всему «низменному», управление имением поручал плуту-управителю, что было причиной постоянного расстройства его денежных дел. Воспитанием детей не занимался, отношения со старшим сыном были отчужденными.
Был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне.
Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.
Сергей Львович Пушкин
В 1811 г. статский советник В. Ф. Малиновский был назначен директором Царскосельского лицея. Он активно занимался устройством Лицея, подбирал преподавателей, опекал первых воспитанников. Он явился одним из создателей тех педагогических принципов, которые формировали высокий «лицейский дух», свободолюбие, благородство, подлинную культуру воспитанников. По мнению старожилов Лицея, именно первый курс «признается за идеал общественного воспитания».
Блестяще образованный человек, Малиновский перевел несколько книг Библии, выпускал периодическое издание «Осенние вечера». В своих трудах развивал мысль о всеобщем мире как непременном условии существовании человечества. В сочинении «О мире и войне» он предлагал один из первых проектов отмены крепостного права.
Став директором Лицея, В. Ф. Малиновский продолжал состоять в Коллегии иностранных дел. Был директором Дома Трудолюбия, содержавшего бедного состояния девиц, участвовал в создании Библейского общества.
Василий Федорович Малиновский
В 1812 г. был назначен директором Педагогического института. Время, когда Е. А. Энгельгардт состоял директором, считается «золотым веком Лицея». Главной задачей считал нравственное воспитание и образование лицеистов. Многие воспитанники оставили свои воспоминания об Е. А. Энгельгардте, наполненные искренней благодарностью к своему наставнику.
Много внимания Е. А. Энгельгардт уделял пополнению библиотеки: за годы его управления количество книг выросло до 7000 томов. Приобрел большое количество книг в лицейскую библиотеку: за годы его управления количество книг выросло до 7000 томов. После увольнения в 1823 г. поддерживал связь с бывшими воспитанниками, даже с опальными В. К. Кюхельбекером и И. И. Пущиным. Был постоянным участником, а с 40-х гг. – устроителем ежегодных встреч 19 октября. Е. А. Энгельгардт активно занимался литературной деятельностью и переводами. В 1834-1852 гг. был директором редакции «Земледельческой газеты», состоял членом многих научных обществ, в том числе Вольного экономического и Русского географического.
Е. А. Энгельгардт реорганизовал хозяйственное управление Лицея, улучшил положение гувернеров, устроил лютеранскую церковь в Царском Селе.
Егор Антонович Энгельгардт
В своей эстетике и драматургии В. продолжал традиции классицизма 17 в.
Наибольшее значение в художественном наследии Вольтера имеют его философские повести: «Задиг, или Судьба», «Мемнон, или Человеческая мудрость», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Вавилонская принцесса». Содержание этих повестей — не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы «мирового зла». Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма, в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, Вольтер не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула «надо возделывать наш сад» является философским выводом — призывом к активности всех и каждого. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние Вольтера на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин «вольтерьянец» стал нарицательным.
Вольтер
В 1818—1819 гг. Галич издал в двух томах «Историю философских систем». Сочинение заканчивается изложением философской системы Шеллинга. Вскоре после этого против Галича, вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах.
В 1837 его увольняют из Петербургского университета, обвинив в свободомыслии. В том же 1837 году он получает место начальника архива при Провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его неудачи, Галич продолжает работать и издавать свои труды. Его «Лексикон философских предметов» (1845) — становится одним из первых в России философских справочников.
Наиболее значительными по объёму и значимости поднятых вопросов являлись два его последних труда: «Всеобщее право» и «Философия истории человечества». Однако неудачи не покидали Галича — едва только он успел закончить свой труд, как в его отсутствие случайный пожар бесследно уничтожил многолетнюю работу. Не в силах пережить эту потерю, Галич заболел и умер в 1848.
Александр Иванович Галич
В 1657 он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 издал свой первый сборник «Рассказы в стихах», за которым последовали «Сказки и рассказы в стихах» и «Любовь Психеи и Купидона». Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. Оставаясь до 1672 протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать басни и выпустил первые шесть книг в 1668. В этот период в число его друзей входили Н.Буало-Депрео, мадам де Севинье, Ж.Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 завершил издание двенадцати книг басен, а в 1683 был избран членом Французской Академии. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.
Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности.
Жан де Лафонтен
Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767—1768). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Лессинг утверждал в ранних песнях право человека на радости жизни, в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм», в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Лессинга. Важнейшая заслуга Лессинга — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Лессинг отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм. В 1888—1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».
Готхольд Эфраим Лессинг
Сочетая лучшие традиции французского народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, Мольер создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», Мольер выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.
Дарование Мольера достигло расцвета в комедиях «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации.
При всей живости, эмоциональности творчества Мольера важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рационалистический метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, Мольер отбирал черты, необходимые для изображения определённых типов и данной всепокоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении «Скупой». Подняв французскую комедию до уровня большого искусства, Мольер сохранил её органическую связь с народным фарсом .
Мольер
Биографические сведения о нём легендарны. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Краткие записи их собираются с IV‒III вв. до н. э., в многочисленных поздних рукописях (X-XV вв.) сохранилось свыше 300 басен с краткими «моралями».
Идейная концепция эзоповской басни скептична и пессимистична; персонажи (главным образом животные) откровенно условны; повествование сжато и прямолинейно; язык прост и близок к разговорному.
Сюжеты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейской литературной басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Эзоп
Кошанский взошел на профессорскую кафедру лицея уже подготовленным педагогом, за которым был десятилетний опыт. Первое время преподавание Кошанского носило по преимуществу практический характер. Самой существенной стороной литературного образования он считал умение писать. Кошанский старался возбуждать внимание и самодеятельность учеников, всегда требуя изобретательности в сюжете и изящества в изложении.
По временам он поощрял лицеистов пробовать свои силы в стихотворстве. При оценке ученических произведений Кошанский следовал такому правилу, им же самим выраженному в его учебнике: «попытки учащихся не должны охлаждаться порицанием, но согреваться участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо и почему, а после показывает, что должно быть иначе и каким образом».
По свидетельству одного из его учеников, Я. К. Грота, лицеисты заслушивались его рассказов и чтений во время преподавания им латинской и русской словесности. Они любили Кошанского, с нетерпением ожидали его лекций и доверчиво показывали ему свои «поэтические грехи». «Когда Кошанский, заболев, перестал к нам ездить и мы перешли под руководство бывшего его адъюнкта, — говорит Я. К. Грот, — мы поняли, что значит личность профессора, и перестали заниматься латынью и уроками русской литературы с прежним увлечением. О Кошанском мы горько сожалели, и у всех нас осталось благодарное о нем воспоминание».
Николай Федорович Кошанский
Денис Васильевич Давыдов
В августе 1812 предложил русскому командованию организовать партизанские действия в тылах наполеоновской армии. Командуя отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу врага. Участник заграничных походов 1813–14, командовал кавалерийским полком и бригадой. Был близок с будущими декабристами М. Ф. Орловым, Ф. Н. Глинкой, А. А. Бестужевым и др.
В 1823 вышел в отставку в должности начальник штаба корпуса. В 1826–27 снова служил на Кавказе. В 1831 участвовал в подавлении Польского восстания 1830–31. С 1832 в отставке.
Автор военно-исторических работ («Дневник партизанских действий 1812», 1860; «Опыт теории партизанского действия», 1821, и др.); первым выступил против версии морозов как причины поражения Наполеона в России, оставил яркие характеристики А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. И. Багратиона и др. Как поэт выступил в 1803.
Его стихи с выпадами против царя и придворной знати распространялись в рукописях («Голова и ноги», «Река и зеркало» и др.). Давыдов — создатель так называемого жанра «гусарской лирики», своеобразного лирического дневника русского офицера-патриота, свободомыслящего воина и поэта, любящего весёлый разгул и гусарскую храбрость («Гусарский пир», «Бородинское поле» и др.). Его «Современная песня» (1836) направлена против псевдолибералов своего времени.
В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию, где 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1745 году был назначен профессором химии Петербургской академии наук. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним: он самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы, создал концепцию «трех штилей» русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.
Михаил Васильевич Ломоносов
В 1774 г. Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу.
С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В эти годы происходит знакомство с Карамзиным, оказавшим на Дмитриева большое влияние.
В 1788 г. участвовал в войне со Швецией, четыре месяца прожив походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи, много читает Державина, знакомится с ним. В 1790 г. Карамзин начинает издавать «Московский журнал», и Дмитриев отдает туда все написанное в последние годы. Его сказка «Модная жена» принесла ему литературную известность. Дмитриев тяготился военной службой, поэтому, получив в 1796 последний в гвардии чин капитана, вышел в отставку. При Александре I возник журнал «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным. Дмитриев активно пишет в него: в 1802 - 1803 г.г. помещает 10 басен. После 1805 почти не писал.
Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель. Умер И.Дмитриев 3 октября 1837 г. в Москве.
Иван Иванович Дмитриев
Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Д.К.Хобхаусом, до конца жизни его самым близким другом.
В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений он в 1809 году отправился с Хобхаусом в длительное путешествие, из которого в Англию Байрон в июле 1811 года привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда, изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных поэм», которые изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Весной Байрон познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался.
В «Дон Жуане» Байрон последовательно проводит героя через ряд приключений, то смешных, то трогательных, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском сельском особняке. В «Дон Жуане» воссоздан полный спектр чувств; искрометная, циничная, порою горькая сатира срывает маски с лицемерия и притворства.
Джордж Гордон Байрон
В 1779-1781 г.г. обучался в московском пансионе Шадена. В 1782-1783 г.г. служил в гвардейском Преображенском полку. В 1784 – 1785 г.г. поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.
В 1789-1790 гг. совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения (Кантом, Гердером, Виландом, Лафатером и др.). Испытал влияние идей двух первых мыслителей, а также Вольтера и Шефтсбери. По возвращении на родину опубликовал «Письма русского путешественника» (с размышлениями о судьбах европейской культуры и основал «Московский журнал».
В 1790-х годах он был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы. Постепенно его интересы переместились из области литературы в область истории. В 1804 ушел с поста редактора журнала, принял должность императорского историографа и до самой смерти был занят почти исключительно сочинением «Истории государства Российского», первый том которой появился в печати в 1816. В 1810–1811 Карамзин по личному заказу Александра I составил «Записку о древней и новой России», где с консервативных позиций московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую политику. Умер Карамзин в Петербурге 22 мая 1826.
Кошанский взошел на профессорскую кафедру лицея уже подготовленным педагогом, за которым был десятилетний опыт. Первое время преподавание Кошанского носило по преимуществу практический характер. Самой существенной стороной литературного образования он считал умение писать. Кошанский старался возбуждать внимание и самодеятельность учеников, всегда требуя изобретательности в сюжете и изящества в изложении.
По временам он поощрял лицеистов пробовать свои силы в стихотворстве. При оценке ученических произведений Кошанский следовал такому правилу, им же самим выраженному в его учебнике: «попытки учащихся не должны охлаждаться порицанием, но согреваться участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо и почему, а после показывает, что должно быть иначе и каким образом».
По свидетельству одного из его учеников, Я. К. Грота, лицеисты заслушивались его рассказов и чтений во время преподавания им латинской и русской словесности. Они любили Кошанского, с нетерпением ожидали его лекций и доверчиво показывали ему свои «поэтические грехи». «Когда Кошанский, заболев, перестал к нам ездить и мы перешли под руководство бывшего его адъюнкта, — говорит Я. К. Грот, — мы поняли, что значит личность профессора, и перестали заниматься латынью и уроками русской литературы с прежним увлечением. О Кошанском мы горько сожалели, и у всех нас осталось благодарное о нем воспоминание».
Николай Федорович Кошанский
До пожара в Москве в 1812 году вёл веселую, открытую жизнь гостеприимного и обеспеченного человека. К тому же времени относится его деятельное сотрудничество в «Аонидах» и «Вестнике Европы». Василий Пушкин был сторонником Карамзина и принимал участие в спорах с Шишковым (послания «К Жуковскому», «К Дашкову»). К 1811 г. относится его лучшее произведение — остроумная, хотя грубоватая и долгое время «неудобная для печати» сатира «Опасный сосед», в которой он осмеял противников Карамзина. В 1816 г. Василий Пушкин стал членом «Арзамаса».
Василий Львович принадлежал к школе «классиков» и не сочувствовал романтическому направлению. В своей поэме «Капитан Храбров» Василий Пушкин осмеивал представителей романтизма. Сам он был приверженцем «лёгкой поэзии» и подражателем Дмитриева; писал «песни», послания, эпиграммы и т. п., подражал Горацию, Тибуллу, Катуллу, Парни и др., перевёл несколько басен Лафонтена, Флориана и др. К своему знаменитому племяннику Василий Львович относился с величайшим восхищением, которое выражал в своих посланиях к нему. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Василий Львович Пушкин
Что же касается его деятельности по управлению пансионом, то она не была успешна; он оказался плохим администратором и запутал хозяйственные дела пансиона. С воспитанниками он был резок, груб и несправедлив. С воспитателями у него постоянно бывали столкновения, также и с директором лицея Энгельгардтом. Очевидно, также к неприязненному отношению между директорами следует отнести частные донесения министру от директора лицея о непорядках в пансионе, о чем между прочим было даже донесено Государю.
27 февраля 1822 г. Высочайше повелено было «директора Гауэншильда немедленно удалить от начальства над пансионом и преподавания класса в Царскосельском лицее» по причине «важных беспорядков, вкравшихся в сие заведение».
8 марта 1827 г. Г. был возведен в дворянское достоинство. Возвратившись в 1829 г. в свой родной город Германштадт, он скончался там после продолжительной болезни 18 ноября 1830 г.
Федор Матвеевич фон Гауэншильд
Крылов не получил хорошего образования, но с самого детства много читал, занимался самообразованием и овладел французским, английским, итальянским, древнегреческим языками. В 1777 он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем тверского магистрата.
В конце 1782 Крылов оказался в Санкт-Петербурге и поступил на службу в Казенную палату (до 1788). С 1790 он служил в Кабинете Ее Императорского Величества Екатерины II. В эти годы Крылов написал несколько комических опер и комедий, издавал журналы. Но в конце 1793 был вынужден уехать из Санкт-Петербурга и, поступив на службу в 1797 к князю С.Ф.Голицыну, уехал к нему в деревню, в качестве учителя детей.
В 1806 Крылов вернулся в Санкт-Петербург, где сблизился с А.Н.Олениным и по его протекции в 1808 поступил на службу в Монетный департамент. Крылов написал несколько пьес, которые с успехом шли в театрах. В 1811 Крылов был избран членом Академии Наук, а в 1841 назначен ординарным академиком по отделению словесности. С 1812 по 1841 Крылов служил в Императорской Публичной библиотеке.
В 1841 в возрасте 73 лет Крылов вышел в отставку. Последние годы прожил в доме №8 на 1-ой линии Васильевского острова. По его завещанию друзья и знакомые писателя после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания его басен.
Информационные источники
Информационные источники